К.Д. Бальмонт
Славословие Солнца и Луны

Из сборника «Край Озириса»
(Египетские очерки)

На главную

Произведения К.Д. Бальмонта



      МИРОЗДАНИЕ

      1. Путь Солнца
      (Слова Египетского Папируса)

      Я тот, что был как в бытии пребывший,
      Меж тем как был я, сбылось то, что было.
      Было все, что сбылось, по вступлении моем в бытие.
      Много было сбывшегося чрез изречение из рта моего.
      Не было бывшим Небо,
      Не была бывшей Земля,
      Почва червей была несозданной.
      Пред тем как ее из первичной воды я в покое подъял,
      Не находил никакого я места, где бы мог я стоять.

      Было волшебно мне в сердце моем: —
      Основание мне положить во образе бога Шу, Пространства Небесного,
      Образовать мне все образы. Одиноким я был бы,
      Если бы не было мне извержение — богом Шу, Воздушным,
      Если б не было мне излияние — богиней Тэфнут, Росой.

      Не был никто там другой,
      Кто бы медлил со мной, пребывая.

      Меж тем как я был созидателем по сердцу моему, я сам,
      Сбывшимся было из бывшего многое,
      Первоисточник причинный детей,
      Первоисточник причинный детей их детей.

      Я это буду супругом себе,
      Так я сказал моим ртом, я сам,
      И собой усладился, я сам.
      Извержение стало мне богом Шу,
      Излиянье мне стало богиней Тэфнут.

      По причине отца моего, Ну, Океана Небесного, трепетали они.
      Око мое с ними было столетья, столетия.

      Они от меня отделились,
      После того как единым я Богом стал,
      Три Божества это были по отношенью ко мне.
      В то время как был я — как эта Земля,
      Стал ей подпорой бог Шу, Воздушный,
      А богиня Тэфнут — спокойствием Вод.
      Явили они то, что было в ней,
      Меж тем как они возвратили мне око мое.
      После того как я с телом моим соединил его,
      Пролил я слезы.
      Происхожденье людей было в этом,
      Племя людское — из плача очей.
      Ибо око мое заплакало.

      Шу и Тэфнут — Божества породили, Кэба и Нут, бога Земли и богиню Неба,
      Кэб и Нут — Божества породили, Озириса, Гора, Сэта,
      Изиду, Нэфтис,
      Породили из тела, одного за другим.

      Их дети, они на Земле многочисленны.

      2. Изида
      (Храмовое славословие)

      Многоименная, бывшая древле,
      Величайшая между Богов и Богинь,
      В изначальности бывшая,
      Между всеми — любимая,
      Прообраз всех образов,
      Солнце в облике женском,
      Царица Богинь и Жен,
      Око Солнца, правое око Солнца,
      Утроликого звездный венец,
      Сириус, новую жизнь возвещающий,
      Сириус, новый год начинающий,
      Открывающий Нильский разлив,
      Владычица нового круга,
      Что на месте самом лучистом
      Восседает в эфирной ладье,
      Владычица Неба, высокая в Небе,
      Лучистая в солнечном Небе,
      Златосветная в свете своем.
      Золотая, меж светлыми светлая,
      Свежий ветер, Царица Земли,
      Меж могучих могучая,
      Владычица Юга и Севера,
      Пашня возделанная,
      Родом из края, богатого золотом,
      Родом из Нубии,
      Владычица теплого воздуха,
      Огонь извергающая,
      Пламя пылающее,
      Край Запредельный дарами своими всегда наполняющая,
      Великая при Озирисе в Аменти,
      Матерь Бога,
      Мать Гора,
      Мать Утра Златого,
      Матерь, вскормившая
      Сына, который
      В мире отца заместил, Озириса,
      Владычица жизни,
      Создающая всходы зеленые,
      Людям дающая жизнь,
      Богам их добро отдающая,
      Преображенным дающая их приношения,
      Изумрудная, чьи изумруды
      Как изумруды Земли,
      Владычица хлеба,
      Что дала питие, из хлебов приготовленное,
      Владычица радости, смеха, любви и избытка,
      Что дарует Царю его царство,
      И нет без нее Царя,
      Владычица Дома Великого,
      Владычица Дома Огня,
      Ликом прекрасная,
      Приязная всюду, во всех краях,
      Благосклонная, красиволикая,
      Владычица всех чародейств,
      Дочь Бога Земли,
      Ткачиха и битвенница,
      Дочь Всемогущего,
      Супруга отца своего солнцеликого Ра,
      Чей сын — повелитель Земли,
      Чей сын — повелитель глубин,
      Чей супруг — Нил в разливе,
      Та, что Нилу дает быть в разливе,
      Что Нилу дает в час его быть в разливе.


Опубликовано в сборнике: Бальмонт К.Д. Край Озириса. Египетские очерки. М. Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и Кº. 1914.

Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867—1942) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.


На главную

Произведения К.Д. Бальмонта

Монастыри и храмы Северо-запада