В.Г. Белинский
Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова

На главную

Произведения В.Г. Белинского


Сочинение Василия Априлова, изданное им на своем иждивении в пользу Габровского училища. Часть первая. Одесса. В городской типографии. 1841. В 8-ю д. л. 146 и XXII стр.

Цель этой, книжки — познакомить русских с возникающим просвещением родственного нам болгарского племени. Цель похвальная и выполненная отчасти недурна. В книжке есть интересные факты. Просвещение болгар пока еще не отличается слишком большим светом; но друг человечества не может не порадоваться и одному началу благого дела. В этом случае, вопрос не о болгарах и не о славянах, а о людях. Все люди должны быть братьями людям. Из-за больших не следует не любить меньших. Если эти меньшие уже слишком малы, так что едва лепечут кое-что, можно их не слушать; но зачем же не порадоваться, что они начинают лепетать и тем дают надежду, что, может быть, будут когда-нибудь и говорить? Вот, например, стихи.— дело другое: если они плохи, им нечего радоваться. Если же они внушены каким-нибудь благородным чувством, как, например, признательностию,— воздадим должную похвалу чувству, а стихи все-таки назовем дурными. Одно другому не мешает. Нам решительно не нравится «Рыдание на смерть Ю.И. Венелина».

Вот для примера отрывок:

Плачете, рыдайте,
Всы болгарски чада,
Изгубихме вечно
Юрья Венелина,
Наш премудрый брат!..

Но на вечный спомен
В нашите сердцата
Неговото име
Ще бы бессмертно
Ако и умрел.

Впрочем, и то сказать: может быть, эти стихи и хороши для людей, знакомых с болгарским языком и болгарским вкусом в поэзии,— не спорим — Учитесь, учитесь, добрые, почтенные болгары! До того же времени постарайтесь внушить своим поклонникам и вообще всем славянофилам побольше вежливости и человечности. Кто больше интересуется литературою Франции, Германии и Англии, нежели болгарскими букварями, на тех они смотрят, как на злодеев и извергов, как испанцы смотрели на лютеран, которых, в своем невежественном фанатизме, называли еретиками. Наши испанцы, то есть ваши ревнители, хоть сейчас готовы были бы учредить инквизицию для истребления духа европолюбия и для распространения духа азиелюбия и обскурантизма, то есть мраколюбия. Один из них (мы забыли его неизвестное и темное в литературе имя) недавно напечатал на нас в московском журнале, именно по поводу книжки г-на Априлова, ужасную филиппику, обвиняя нас в равнодушии к ученым государствам, находящимся под владычеством Турции, и в любви к немецким гелертам. Прочитав это «предъявление», мы воздали Хвалу Богу, что живем в XIX-м веке, а то сгореть бы нам на костре. В самом деле, добрые болгары, нас уличили в страшном преступлении: мы, видите, как-то сказали, что турки — народ, образующий собою государство, а болгаре — только племя, не образующее собою никакого политического общества, и что в этом-то и заключается причина турецкого владычества над вами, как исторического права, которое есть сила. Досталось же за это и нам, и немецким гелертам! Вспомнить страшно! Если у всех славянских гелертов такой крутой нрав и такая инквизиционная манера разделываться с русскими литераторами, которые не хвалят их сочинений, то русским литераторам придется также избегать всякого с ними столкновения, как вы избегаете его с турецкими кадиями... Да! просвещайтесь, добрые болгары! дай вам Бог успехов! Даже пишите стихи, если уж не можете без них обходиться; только, Бога ради, берегитесь защитников, которые роняют вас своим заступничеством и вредят вам больше турков.


Впервые опубликовано: Отечественные записки. 1842. Т. XXIV. № 9. Отд. VI «Библиографическая хроника». С. 14 — 15.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.



На главную

Произведения В.Г. Белинского

Монастыри и храмы Северо-запада