Всякий, даже не обучавшийся «Российской Пиитике» по учебнику господина Кошанского, знает, что баллада есть отменно хорошая и весьма любимая стихослагателями поэтическая форма. В то же время, вероятно, небезызвестно и то, что форма эта в настоящее время все реже и реже начинает встречаться на поле отечественной поэзии. Автор сего стихотворения, желая по возможности содействовать сохранению указанной стихотворной формы, решил дать своему произведению форму баллады и даже позаимствовать некоторые приемы из баллад Жуковского. Заявляя, таким образом, свои консервативные наклонности, автор в то же время сочувствует и прогрессивным стремлениям, совершенно изгоняя из баллады своей мистический элемент. Таким образом, направление автора определяется совершенно ясно: оно консервативно-прегрессивное. Тут необходимо предупредить читателя, чтобы он не смешивал консервативно-прогрессивного с прогрессивно-консервативным направлением.
Консервативно-прогрессивная партия отстаивает только начинающую выходить из употребления форму (как, например, форму баллады), но в сущности, относительно содержания, является вполне прогрессивною. А, например, некоторые прогрессивно-консервативные московские литераторы, напротив, стоят за прогресс во всем, что касается внешней формы.
Огарок сальный чуть светил
Из горлышка бутылки,
Портной усердно что-то шил
И все чесал в затылке.
Окрест его пустой чердак
Да печка с утюгами,
Под ним лоснящийся верстак,
Покрытый лоскутами.
Портной сидит... уж ночь давно
Повисла над столицей,
Уж грудь болит, в глазах темно
И ломит в пояснице.
Портной сидит, сидит и шьет,
Заказ на срок заказан,
Заказчик барин — он не ждет,
Портной дошить обязан.
Но вот и ночь к концу пришла,
Уж фонари гасили,
Во всех церквах в колокола
К заутрене звонили.
Уже к портному на чердак
И солнышко глядело.
Уже портной, дошивши фрак,
Его утюжит смело.
И мыслит: как бы мне поспеть,
На Охту мне пора ведь,
К невесте надобно лететь
С днем ангела поздравить.
Даст денег нынче магазин,
Поисхарчусь отчасти.
Куплю сюрприз для именин
Предмету нежной страсти.
И вот приносит фрак портной,
Фрак взяли, завернули,
Портному ж с бранью площадной
Гроши за труд швырнули.
Портной их взял, потупя взор,
Собрал, свернул все вместе
И поплелся в гостиный двор
Купить сюрприз невесте.
Он по гостиному ходил
Без малого час битый,
И, наконец, сюрприз купил
Дешевый, но сердитый.
Купил он чашку и отдал
Целковый, не горюя;
На чашке той девиз стоял:
«Вам в знак Любве Дарю Я».
Идет, задумавшись, портной...
Вдруг крик «пади» раздался,
И сбитый мигом с ног портной
Под экипаж попался.
К камелии летел в нем франт
На очень ценной паре,
Неся красавице брильянт
В роскошном фермуаре.
Вперед умчался франт стрелой,
И, падая разбитый,
На франте фрак узнал портной:
Фрак, утром только сшитый.
Но, чу! полиция бежит...
В толпе расспросы, толки,
А уж портной без чувств лежит,
От чашки ж — лишь осколки.
Эпилог
Что ж? Задавлен человек!
Новость что ль в столице?
Для убогих да калек
Есть приют в больнице...
Но портной руки лишен,
Страшно изувечен,
Франт богат и, верно, был
Небесчеловечен...
Может быть... но только франт
Не замешан в это,
Мирно свез он бриллиант
Фее полусвета.
Но портной узнал свой фрак...
Он ведь все расскажет?
Оно, может быть, и так,
Пусть сперва докажет.
1864
Опубликовано: Богданов В.И. Собрание стихотворений. М. 1959.
Василий Иванович Богданов (1837 — 1886) — русский врач, литератор, поэт.
|