В.Я. Брюсов
О "речи рабской", в защиту поэзии

Вернуться в библиотеку

На главную


Как большинству людей, и мне кажется полезным, чтобы каждая вещь служила определенной цели. Молотком следует вбивать гвозди, а не писать картины. Из ружья лучше стрелять, чем пить ликеры. Книга поваренная должна учить приготовлению разных снедий. Книга поэзии... Что должна давать нам книга поэзии?

Дедушка Крылов предостерегает от таких певцов, главное достоинство которых в том, что они "в рот хмельного не берут". Вместе с Крыловым, я от певцов требую прежде всего, чтобы они были хорошими певцами. Как относятся они к хмельным напиткам, право, дело второстепенное. Подобно этому, и от поэтов я прежде всего жду, чтобы они были поэтами.

Г. Вячеслав Иванов и г. Александр Блок в своих, взаимно дополняющих одна другую статьях, помещенных в № 8 "Аполлона", по-видимому, не разделяют этих моих (сознаюсь, довольно "банальных") мнений. Оба они стремятся доказать, что поэт должен быть не поэтом, и книга поэзии - книгой не поэзии. Правда, они говорят: "книгой не поэзии, а чего-то высшего, чем поэзия", "не поэтом, а кем-то высшим, чем поэт". Но, вероятно, и крыловский герой, имевший похвальное нерасположение ко хмельному, уверен был, что его певцы "выше", чем просто певцы.

Резюмируя свою статью, Вячеслав Иванов пишет: "Из каждой строки вышеизложенного следует, что символизм не хотел и не мог быть только искусством" (стр. 16). А. Блок, называя себя Бедекером Вячеслава Иванова, развивает эту мысль в покаянной статье, в которой исповедует свой грех, в том состоящий, что он, А. Блок, был "пророк" и унизился до того, чтобы стать "поэтом" (стр. 28). Это, на строгом языке учителя А. Блока, Вл. Соловьева, будто бы значит: "Восторг души расчетливым обманом, и релью рабскою живой язык богов, святыню муз шумящим балаганом он заменил..."

Я весьма сомневаюсь, чтобы приведенные стихи Вл. Соловьева имели именно тот смысл, который хочет им придать А. Блок. Изумительно было бы, если бы Вл. Соловьев, при известном его отношении к поэзии, язык "поэтов", т.е. язык поэзии, назвал "речью рабскою". Но для А. Блока (и для Вячеслава Иванова?) - это так. Поэзия - "речь рабская", "обман", "балаган". Отсюда вывод: будь не поэтом, будь кем-то, кто выше поэта, или, как досказывает "Бедекер" - А. Блок: "будь теургом" (стр. 22).

Думаю, что, после таких заявлений, весьма многие, вместе со мною, решительно встанут на защиту поэзии, хотя бы Вячеслав Иванов с А. Блоком и объявили ее "речью рабскою". Быть теургом, разумеется, дело очень и очень недурное. Но почему же из этого следует, что быть поэтом - дело зазорное? По-моему, например, быть астрономом - почетно. Но неужели поэтому стану я поносить какого-либо историка такими словами: "Обманщик, раб, балаганщик, как не стыдно тебе заниматься историей, а не астрономией?"

Правда, и Вячеслав Иванов, и А. Блок говорят не вообще о поэзии, но исключительно о поэзии символической, о символизме. Однако что они разумеют под этим именем?

Понимают ли они слово "символизм" в широком смысле, согласно с которым символистами можно и должно назвать и Эсхила и Гете (ибо символизм - естественный язык всякого искусства)? Но тогда понятие "символической поэзии" совпадет с понятием поэзии вообще. Или же Вячеслав Иванов и А. Блок разумеют именно художественное движение последних десятилетий? По-видимому, последнее предположение справедливее, так как Вячеслав Иванов говорит о Тютчеве как о первом русском символисте, говорит о "международной общности этого явления", "о сущности западного влияния на новейших русских поэтов" и т.д. Тогда... Ну, тогда надо немного посчитаться с историей.

Как ни уважаю я и художественное дарование, и энер¬гию мысли Вячеслава Иванова, все же я никак не могу согласиться, что "символизмом" может быть названо то, что ему нравится. "Символизм", как "романтизм", - опре¬деленное историческое явление, связанное с определенны¬ми датами и именами. Возникшее, как литературная школа, в конце XIX века, во Франции (не без английского влияния), "символическое" движение нашло последовате¬лей во всех литературах Европы, оплодотворило своими идеями другие искусства, и не могло не отразиться на миросозерцании эпохи. Но все же оно всегда развивалось исключительно в области искусства. Вячеслав Иванов мо¬жет указывать в будущем символизму какие угодно цели, а его Бедекер - пути к этим целям, но они не вправе и не в силах изменить то, что было. Как это им ни досад¬но, но "символизм" хотел быть и всегда был только искусством.

Книги "символистов", слава Богу, еще не погибли от какой-либо стихийной катастрофы; их можно получить в любой библиотеке. Многие "символисты", вожди движе¬ния, еще среди нас. Спросите Верхарна и Вьеле-Гриффена, Георге и Гофмансталя, у нас Бальмонта, и я уверен, что все они скажут единогласно, что хотели одного: служить искусству. В имени художника, поэта они видели (и видят) свою лучшую гордость и высшую честь. Как же вдруг заявлять категорически: "символизм не хотел и не мог быть только искусством"? При таком отношении к ис¬торическим данным, кто же помешает Вячеславу Иванову завтра объявить нам: "романтизм всегда был и мог быть только своеобразной геологической теорией"!

Символизм есть метод искусства, осознанный в той школе, которая получила название "символической". Этим своим методом искусство отличается от рационалистиче¬ского познания мира в науке и от попыток внерассудочного проникновения в его тайны в мистике. Искусство авто¬номно: у него свой метод и свои задачи. Когда же можно будет не повторять этой истины, которую давно пора счи¬тать азбучной! Неужели после того как искусство заставля¬ли служить науке и общественности, теперь его будут заставлять служить религии! Дайте же ему, наконец, свободу!

Нет причин, конечно, ограничивать область деятельно¬сти человека. Нам Гете дважды дорог потому, что был не только величайшим поэтом XIX века, но и могуществен¬ным научным умом своего времени. В Данте Габриеле Россетти нас пленяет гармоническое сочетание дарований поэта и художника красок. Почему бы поэту и не быть химиком или политическим деятелем, или, если он это предпочитает, теургом? Но настаивать, чтобы все поэты были непременно теургами, столь же нелепо, как настаи¬вать, чтобы они все были членами Государственной думы. А требовать, чтобы поэты перестали быть поэтами, дабы сделаться теургами, и того нелепее.

А. Блок, в конце своей статьи, спрашивает: "Поправимо или не поправимо то, что произошло с нами?" (стр. 28). Иначе говоря: есть ли возможность перестать быть "поэ¬том" и вновь сделаться "теургом"? Кажется, уже доста¬точно ясно, что вопрос этот к символизму вообще не относится. Не осуждая нисколько того пути духовного развития, который, в легко истолковываемых иносказани¬ях, изобразил в своей статье А. Блок, никак нельзя и признать этот путь типическим для современного по¬эта. Тех грехов, в которых кается А. Блок, "символизм" за собой не признает, и ему нечего "поправлять". Символисты останутся поэтами, какими они и были всегда.

Но, поскольку речь касается самого А. Блока и Вячесла¬ва Иванова, их стремление что-то "поправить", притом самыми радикальными средствами, может навести на опа¬сения. А что, если эти поправки окажутся сродни предпри¬ятиям многих российских городских управ, которые часто находят нужным снести, за "некрасивостью", то или дру¬гое старинное здание, а потом, по неимению средств, остав¬лять на его месте пустырь? Вячеслав Иванов и А. Блок - прекрасные поэты; они нам это доказали. Но выйдут ли из них, не говорю великие, но просто "хорошие" теурги, в этом вполне позволительно сомневаться. Мне, по край¬ней мере, в их теургическое призвание что-то плохо ве¬рится...

Утешает только то соображение, что теории Вячеслава Иванова и А. Блока не мешали им до сих пор быть истин¬ными художниками. И А. Блок клевещет на себя, когда называет свои позднейшие стихи "рабскими речами". На наше счастье, на счастье всех, кому искусство дорого, это настоящая и порою прекрасная поэзия. Что же касается того, что призыв Вячеслава Иванова и его истолкователя совратит на новую дорогу все развитие современного символизма, т.е. сдвинет поэзию с того пути, по которому она идет не менее как десятое тысячелетие, то, думаю, этого можно опасаться еще менее. У Александра Македонского достало сил повлечь пифию, против ее воли, на треножник; но тут я не вижу сил Александра, а предприятие куда труднее!

1910


Впервые опубликовано: "Аполлон", 1910, № 9.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.


Вернуться в библиотеку

На главную