| ||
Уже "Песни старости", появившиеся в 1900 г., показали наглядно и убедительно, что дарование А.М. Жемчужникова с годами не только не ослабло и не одряхлело, но, напротив, странно окрепло и выросло. Только в своих старческих стихотворениях А.М. Жемчужников сумел взять совершенно самостоятельный тон, смог показать всю самобытность своей души и поэзии. Той же самобытностью дышат и "Прощальные песни", которые по свежести и оригинальности своего напева кажутся созданиями юности, хотя автор и признается: С прибавкой лишь трех лет мне было б девяносто. ______________________ * А.М. Жемчужников. Прощальные песни (1900-1907). СПб. 1908 г. ______________________ Основная прелесть поэзии А.М. Жемчужникова состоит в его умении на все совершающееся взглянуть со своей самостоятельной точки зрения и эту точку зрения определить ясно, кратко и метко. Говоря о Вл. Соловьеве, он находит для его характеристики такие счастливые слова: "Тот высший мир манил его, где вечность заслонила время". О том же Вл. Соловьеве он говорит еще, почти с афористической краткостью и меткостью: "Он на земле был не жилец, а в даль стремившийся прохожий". Изображая церковную службу, он дает целую картину одним стихом: "В знойном и струистом блеске освещения"... Как-то по-новому озаряет он знакомый образ, желая выразить предчувствие смерти: "Будто бы тяжелый занавес пред тайной, хоть еще не поднят, но уже колышется". С острой иронией задает он вопрос "националисту": "Ты как же старину взлюбил: как гражданин, — иль антикварий?" И впечатление от таких поразительно удачных оборотов речи, в которых слово торжествует свою победу, передавая мысль со всей отчетливостью, — усиливается еще тем, что они "оперены" блестящими и легкими рифмами. Не насилуя стиха, не притягивая на конец его случайных слов, Жемчужников умеет всегда находить созвучия свежие и неожиданные. Во всей книге почти нет банальных и расхожих рифм, но немало таких, которые появляются в первый раз и самым своим своеобразием заставляют особенно живо воспринять образ или мысль поэта. Сам Жемчужников говорит в одном стихотворении: Как мне для мысли облик нужен,
Действительно, среди "Прощальных песен" нет ни одного стихотворения, которое было бы просто пластинкой фонографа, записавшей полученные извне впечатления. Каждое стихотворение, в своей глубине, есть раздумие над пережитым, оценка его, и это придает образам поэта строгую стройность. Но в то же время видно, что каждое слово в стихотворении взвешено и обдумано, поставлено на свое место не случайно, а сознательно, что каждый стих огранен с усердием любителя, понимающего в таких вещах толк. Старый поэт не довольствовался одной "мыслью", но внимательно искал для нее такого облика, в котором она была бы всего выразительнее; он любил не только "идеи", но и "слова". Может быть, в этом соединении культа формы и культа содержания и таится объяснение той молодости, которой веет от старческих стихов А.М. Жемчужникова. 1908 Впервые опубликовано: Русская мысль. 1909. № 4. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. | ||
|