| ||
(Записки пострадавшего) 1 числа. Познакомился с Петей, проживающим у нас в жилтовариществе. Петя — мальчик исключительных способностей. Целый день сидит на крыше. 2 числа. Петя был у меня в гостях. Принес маленькую черную коробку, и между нами произошел нижеследующий разговор. Петя (восторженно): Ах, Николай Иваныч, человечество тысячу лет искало волшебный кристалл, заключенный в этой коробке. Я: Я очень рад, что оно его наконец нашло. Петя: Я удивляюсь вам, Николай Иваныч, как вы, человек интеллигентный и имеющий дивную жилплощадь в лице вашей комнаты, можете обходиться без радио. Поймите, что в половине третьего ночью вы, лежа в постели, можете слышать колокола Вестминстерского аббатства. Я: Я не уверен, Петя, что колокола в половине третьего ночи могут доставить удовольствие. Петя: Ну, если вы не хотите колоколов, вам будут передавать по утрам справки о валюте с нью-йоркской биржи. Наконец, если вы не хотите Нью-Йорка, вечером вы услышите, сидя у себя в халате, как поет Кармен в Большом театре. Вы закроете глаза и: «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел...» Я (соблазнившись): Во что обойдется ангел, дорогой Петя? Петя (радостно): За одиннадцать рублей я поставлю вам простое радио, а за Тринадцать — с громкоговорителем на двадцать пять человек. Я: Ну зачем же на такое большое количество? Я холост... Петя: Меньше не бывает. Я: Хорошо, Петя. Вот три... еще три... шесть и еще семь. Тринадцать, ставьте. Петя (улетая из комнаты): Вы ахнете, Николай Иваныч. 3 числа. Я действительно ахнул, потому что Петя проломил у меня стену в комнате, вследствие чего отвалился громадный пласт штукатурки и перебил всю посуду у меня на столе. 4 числа. Петя объявил, что он сделает все хозяйственным способом — заземлит через водопровод, а штепсель — от электрического освещения. Закончил разговор Петя словами: —Теперь я отправляюсь на крышу. 5 числа. Петя упал с крыши и вывихнул ногу. 10 числа. Петину ногу починили, и он приступил к работам в моей комнате. Одна проволока протянута к водопроводной раковине, а другая — к электрическому освещению. 11 числа. В 8 часов вечера потухло электричество во всем доме. Был неимоверный скандал, закончившийся заседанием жилтоварищества, которое неожиданно вынесло постановление о том, что я — лицо свободной профессии и буду платить по 4 рубля за квадратную сажень. Монтеры починили электричество. 12 числа. Готово. В комнате серая пасть, но пока она молчит: не хватает какого-то винта. 13 числа. Это чудовищно! Старушка, мать председателя жилтоварищества, пошла за водой к раковине, причем раковина сказала ей басом: «Крест и маузер!..» — при этом этой старой дуре послышалось, будто бы раковина прибавила: «Бабушка», и старушка теперь лежит в горячке. Я начинаю раскаиваться в своей затее. Вечером я прочитал в газете: «Сегодня трансляция оперы «Фауст» из Большого театра на волне в 1000 метров». С замиранием сердца двинул рычажок, как меня учил Петя. Ангел полуночи заговорил волчьим голосом в пасти: «Говорю из Большого театра, из Большого. Вы слушаете? Из Большого, слушайте. Если вы хотите купить ботинки, то вы можете сделать это в ГУМе. Запишите в свой блокнот: в ГУМе (гнусаво), в ГУМе». —Странная опера, — сказал я пасти, — кто это говорит? «Там же вы можете приобрести самовар и белье. Запомните — белье. Из Большого театра говорю. Белье только в ГУМе. А теперь я даю зал. Даю зал. Даю зал. Вот я дал зал. Свет потушили. Свет потушили. Свет опять зажгли. Антракт продолжится еще десять минут, поэтому прослушайте пока урок английского языка. До свидания. По-английски: гуд бай. Запомните: гуд бай...» Я сдвинул рычажок в сторону, и в пасти потухли всякие звуки. Через четверть часа я поставил рычажок на тысячу метров, тотчас в комнате заворчало, как на сковороде, и странный бас запел: Расскажите вы ей, цветы мои... Вой и треск сопровождали эту арию. На улице возле моей квартиры стали останавливаться прохожие. Слышно было, как в коридоре скопились обитатели моей квартиры. —Что у вас происходит, Николай Иваныч? — спросил голос, и я узнал в голосе председателя жилтоварищества. —Оставьте меня в покое, это — радио! — сказал я. —В одиннадцать часов я попрошу прекратить это, — сказал голос из замочной скважины. Я прекратил это раньше, потому что не мог больше выносить воя из пасти. 14 числа. Сегодня ночью проснулся в холодном поту. Пасть сказала весело: «Отойдите на два шага». Я босиком вскочил с постели и отошел. «Ну, как теперь?» — спросила пасть. —Очень плохо, — ответил я, чувствуя, как стынут босые ноги на холодном полу. «Запятая и Азербайджан», — сказала пасть. —Что вам надо?! — спросил я жалобно. «Это я, Калуга, — отозвалась пасть, — запятая, и с большой буквы. Полиция стреляла в воздух, запятая, а демонстранты, запятая...» Я стукнул кулаком по рычажку, и пасть смолкла. 15 числа. Днем явился вежливый человек и сказал: —Я контролер. Давно ли у вас эта штука? —Два дня, — ответил я, предчувствуя недоброе. —Вы, стало быть, радиозаяц, да еще с громкоговорителем, — ответил контролер, — вам придется заплатить двадцать четыре рубля штрафу и взять разрешение. —Это не я радиозаяц, а Петя радиомерзавец, — ответил я, — он меня ни о чем не предупредил и, кроме того, испортил всю комнату и отношения с окружающими. Вот двадцать четыре рубля, и еще шесть рублей я дам тому, кто исправит эту штуку. —Мы вам пришлем специалиста, — ответил контролер и выдал мне квитанцию на двадцать четыре рубля. 16 числа. Петя исчез и больше не являлся... Впервые опубликовано: Гудок. 1926. 4 июня.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — врач, русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. | ||
|