А.Н. Чеботаревская
Федор Сологуб

(Биографическая справка)

На главную

Произведения А.Н. Чеботаревской


Федор Кузьмич Тетерников (псевдоним Федор Сологуб) родился 17 февраля 1863 г. в Петербурге, в семье бедной, чистопролетарской. Отец петербургский ремесленник, портной, родом из Полтавской губ.; через 4 года после рождения сына скончался от чахотки, оставив еще дочь Ольгу, 2-х лет. Мать Ф.К. крестьянка Петербургской губ. После смерти мужа держала некоторое время прачечную; потом долго служила «одной прислугой» на одном и том же месте, у Агаповых, до 1882 г., пока сын встал на ноги. Умерла в 1894 г.

Агаповы, в семье которых протекло детство Ф.К., были люди интеллигентные, интересующиеся театром и музыкой; отношения с ними были сердечные; мальчика Федора крестила сама старушка Агапова, которую ребенок называл «бабушкой». В их доме приходилось слышать много рассказов о петербургской старине, начиная в 20-х годов; рассказывала старушка Галина Ивановна Агапова. Часто слушал музыку — приходили певцы,— какой-то итальянец из знаменитых — не то Угетти, не то еще кто-то. Брали в театр; у Агаповых был абонемент в оперу, хотя и наверху, и мальчику часто давали билет, если кто-либо из семьи не мог пойти. Таким образом, 10-летний Сологуб слушал Патти, пение которой произвело на него неотразимое впечатление,—не то чтобы понравилось, но звук, тембр голоса, как необычное, чудесное явление искусства, врезался неизгладимо, на всю жизнь. Сын Агаповых, Мих. Мих., был недурной музыкант, часто играл; к барышням Агаповым нередко наезжали гости. Одна из дочерей вышла за Витберга, сына знаменитого архитектора; ребенком Сологуб гостил у четы Витбергов в Гатчине, по летам, и здесь присутствовал при беседах историко-художественного характера, читал исторические книги. Дружеские отношения с семьей Агаповых продолжались до самого отъезда из Петербурга в 1882 г. Там же, у Агаповых, стал доставать книги, журналы, «Библиотеку для чтения». Вообще читал много и разно. Из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели «Робинзон», «Король Лир» и «Дон-Кихот». Не только они были прочитаны множество раз, но буквально изучены, строка за строкою, а пьеса разыграна, конечно, одним действующим лицом. Можно сказать без преувеличения, что эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием. Отсюда же, вероятно, получили свое начало так развившиеся впоследствии фантастика, любовь к театру и творческий идеализм. Вообще в этой странной «двойной» жизни, в наблюдениях с первых лет отношений «господ и слуг», богатых и бедных, таилось немало психологического материала, послужившего впоследствии для изображения быта городской бедноты, навсегда определились демократические симпатии Сологуба. Учиться начал в уездном училище, затем окончил курс в петербургском учительском институте. Учился хорошо, легко; больше читал. Спешил окончить учение, чтобы дать отдохнуть матери и помочь сестре. Тотчас по окончании учительского института (1882) получил должность учителя в г. Крестцах Новгородской губ., и 19-ти лет отправился на место служения с сестрой и матерью.

Первые стихи написал в 1875 г., 12-ти лет от роду. В 1879 г. начал писать роман, оставшийся неоконченным. Роман должен был охватить жизнь трех поколений одной семьи, от 30-х годов до современности. Тогда же начал писать теоретическое исследование о форме романа. Надо прибавить, что уже в эти годы в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании, в заложенных в него поэтических возможностях. Эта вера в то, что он должен создать нечто значительное, давала Сологубу возможность при всех житейских невзгодах не гнаться за заработком, сосредоточивать свои силы на служении искусству, верховную роль которого в жизни уже тогда он признавал. Усиленно работал все это время, писал стихи, переводил немецких поэтов,— Гете и Гейне, но никому не показывал и никуда не посылал.

В Крестцах прожил 3 года, получая жалованья 50 р. в месяц. Жизнь сложилась неприятно; известен инцидент с учителем Молиным, описанный в романе «Тяжелые сны», явившимся вообще отражением этой ранней провинциальной полосы жизни Ф.К. Городок Крестцы в это время представлял собою подлинный тип «медвежьего угла», где из каждого дома видно поле, в темные вечера ходят по улицам с собственными фонарями, рискуя утонуть в невылазной грязи, а колбасу и консервы лавочники получают 1 раз в год. Приблизительно в это же время Ф.К. начал посылать свои произведения в журналы, но долгое время нигде ничего не принимали. В этом отношении Сологуб прошел суровую школу, совершенно незнакомую современным поэтам. Первое стихотворение напечатано в журнальчике «Весна» 1884 г. Из Крестцов перевелся в Великие Луки, где прожил 4 года, учительствуя и изучая провинциальный быт. Здесь задуман роман «Мелкий бес», многие образы которого взяты с «натуры». Жизнь в Великих Луках сложилась несколько удачнее жизни в Крестцах, но, вспоминая нравы провинциальных болот того времени, где заурядным явлением были принудительная выдача замуж девушек из материальных соображений, дикое пьянство и озорство, Сологуб находит, что он значительно смягчил краски «Мелкого беса»; были факты, которым никто бы все равно не поверил, если бы их описать. Учительствовал все время усердно, не пропуская ни одного урока, но столкновения с начальством бывали нередки, на почве принципиальноэтических разногласий. В 1889 г. перевелся в город Вытегру, в учительскую семинарию; пробыл там 3 года; следя по журналам за новинками современности, много занимался поэзией; начал переводить Верлэна. В 1891 году сестра Ф.К. поехала в Петербург на фельдшерские курсы; Ф.К. отправился ее проводить и осуществить назревшее в нем желание познакомиться с писателями Мережковским и Минским, произведениями которых (особенно «Белыми ночами» Минского) в то время он сильно увлекался. Минский отнесся к молодому поэту с чрезвычайной сердечностью, и знакомство с ним оказало на Сологуба значительное влияние. При свидании много беседовали об искусстве, поэзии, новых течениях в западной литературе.

В 1892 г. Сологуб возвратился уже на постоянное жительство в Петербург. В этом же году познакомился с Мережковским и З. Гиппиус и был привлечен к сотрудничеству в «Северном вестнике», редактировавшемся Л. Гуревич и А. Волынским; в журнале их печатал стихи, первый свой рассказ «Тени» и роман «Тяжелые сны». В этой же редакции, с которой Ф.К. состоял в дружеских отношениях, придумали ему псевдоним Сологуб. В этот период, кроме учительства, писания стихов и романа, Сологуб работал также в журналистике; так, в «Северном вестнике» и газете «Новости» напечатал множество рецензий, заметок и статей. К этому же времени относится дружба с петербургскими поэтами символистами Владимиром Гиппиусом, Ал. Добролюбовым и др., частые споры на тему о том (мнение Сологуба), что искусство на своей зримой поверхности должно быть общепонятно и прозрачно. В 1899 г. назначен инспектором Андреевского городского училища. Постепенно познакомился со многими петербургскими поэтами и литераторами: Г. Чуйковым, А. Ремизовым, А. Блоком, А. Кондратьевым и др., которых собирал у себя по воскресеньям; на этих собраниях обычно читали чье-либо новое произведение, подвергая его всеобщему обсуждению. Здесь Сологубом были прочитаны «Мелкий бес», «Литургия Мне», рассказы, стихи и пр. К этому времени основался журнал «Новый путь» религиозно-философского направления; Сологуб был приглашен сотрудничать как в «Новом пути», так и в «Вопросах жизни», сменивших прекратившийся «Новый путь». Незадолго до этого Сологуб начал сотрудничать в «Мире искусства», «Весах», «Северных цветах», «Перевале» и «Золотом руне». В годы освободительного движения принимал участие в журналах и газетках политико-сатирического направления «Зритель», «Сигнал», «Пламя», «Вольница», «Молот», «Зеркало», «Светает», «Адская почта» и «Ярославская колотушка». В 1906 г., озабоченный пошатнувшимся здоровьем сестры, отправился с нею на кумыс в Уфимскую губ., где написал трагедию «Дар мудрых пчел». В том же году вошел в сношения с вновь возникшим издательством «Шиповник», издал у него «Политические сказочки», а в следующем 1907 г. «Мелкий бес»; только в этом году определяется настоящий литературный успех Сологуба, до сих пор подвергавшегося исключительному невниманию и неодобрению критики. Этот же 1907 г. явился поворотом и в смысле служебной деятельности Сологуба; по выслуге 25-летней пенсии он был уволен в отставку и уже всецело и окончательно предался литературе. В 1907 г. Сологуб лишился любимой и единственной сестры, скончавшейся летом в Финляндии, от наследственной чахотки. Памяти ее посвящена написанная непосредственно вслед за ее смертью трагедия «Победа смерти», поставленная в том же году режиссером Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской, группировавшем в это время сторонников нового искусства. Вовлечение в сферу театральных интересов, которым Сологуб предался, горячо отстаивая идеи «нового театра», совпало со знакомством с В.Э. Мейерхольдом, которому Сологуб неоднократно доверял постановки своих пьес, основываясь на идейном единомыслии. Вслед за «Победой смерти» написаны две пьесы-буффонады: «Ванька Ключник» и «Ночные пляски», поставленные тоже единомышленником— режиссером Евреиновым на петербургских сценах. Приблизительно около этого же времени Сологуб переделал «Мелкий бес» в пьесу того же названия, поставленную на многих столичных и провинциальных сценах. В том же 1907 году начал писать роман «Навьи чары», а с 1910 г.—издавать в издательстве «Шиповник» собрание сочинений, перешедшее затем к из-ву «Сирин» (вышло 20 том.). Прилежная работа над стилем и языком склоняла Сологуба не отказываться также от переводной работы. В разное время он занимался переводами из Верлэна, Вольтера, Мопассана, Бодлэра, Т. Готье, Гер. Банга, Стуккена и Клейста. В 1908 г.— знакомство с Анас. Ник. Чеботаревской, становящейся деятельной сотрудницей Сологуба. В 1909 году впервые посетил заграницу, главным образом, Париж. В 1912—13 гг. Сологуб совершил ряд поездок по провинции, с лекцией «Искусство наших дней», где излагал свое credo поэта-символиста. В это же время им написаны пьесы «Любовь над безднами» и «Заложники жизни», шедшие в Александрийском театре. Подводя итоги 50-летней жизни Сологуба, можно сказать, что эта жизнь, богатая трудом, уединением и лишениями, посвящена была исключительно   т в о р ч е с т в у   и служению Искусству и Мечте, которые Сологуб недаром ставит выше Реальности. Было бы весьма несправедливо охарактеризовать творчество Сологуба в целом как пессимистическое, ибо наряду с указанием несовершенств жизни и социальных отношений («Творимая легенда») поэт постоянно призывает к   п р е о б р а ж е н и ю   звериного быта путем Мечты и Подвига.


Впервые опубликовано: Русская литература XX века (1890—1910) под ред. проф. С.А. Венгерова. М. Мир. 1915. Ч. I. Т. 11. С. 9—13.

Анастасия Николаевна Чеботаревская (1876-1921) — русская писательница, критик, драматург, переводчица, деятельница женского движения в России. Жена Фёдора Сологуба и соавтор его во многих произведениях, подписанных только его именем.



На главную

Произведения А.Н. Чеботаревской

Монастыри и храмы Северо-запада