| ||
Эпоха Екатерины, а следственно и эпоха Державина, прошла под знаком политического и военного соперничества с Турцией. Державин глубоко усвоил взгляд на Россию как естественную защитницу Европы от турецкой опасности. Обращаясь к европейским государствам, он говорит: "Росс рожден судьбою от варварских хранить вас уз". Именно с этой точки зрения был он противником каких бы то ни было внутриевропейских раздоров: Доколь, Европа просвещенна,
Екатерининских полководцев он славил по чувству не только русского, но и европейского патриотизма. В сущности же, этот "бранный певец" не любил войны и ставил себе в заслугу, что "проповедовал мир миру". К идее всеобщего мира возвращается он не раз в стихах, и между прочим — по случаю измаильской победы. Взятие Измаила сопровождалось одним из самых кровопролитных боев, дотоле известных в истории. Характерно, что как раз по поводу этого боя Державин писал: Война, как северно сиянье,
К этим стихам сделал он примечание, теперь, через сто сорок с лишним лет, звучащее довольно горькой иронией: "Генрих IV и многие другие великие люди желали всеобщий в Европе мир утвердить; на сей системе и поныне у многих голова вертится". Есть основание предполагать, что ему, между прочим, было известно сочинение, вышедшее около того же времени под пространным заглавием: "Мир Европы не может иначе восстановиться, как только по продолжительном перемирии, или проект всеобщего замирения, сопряженного купно с отложением оружий на тридцать лет между всеми политическими державами". Весьма любопытно, что это сочинение вышло с пометкою: "Переведено с французского языка в стане под Очаковом в 1788 году". Его французский подлинник, принадлежащий перу аббата де Сен-Пьера и озаглавленный — "Projet de Paix perpetuelle" ["Проект вечного мира" (фр.)], появился за целых семьдесят лет до того, в 1713 году. Этой книгой увлекался Руссо, Вольтер находил ее вздорной. Если сентиментальный пацифизм Державина приводил его к мыслям о разоружении, то совершенно иначе окрашен был пацифизм ломоносовский, столь же несомненный, но искавший разрешения вопроса в ином направлении — в системе вооруженного мира, в том страхе, который державы должны внушать друг другу. Потому-то и настаивает Ломоносов на том, что "Монархам надлежит оружие готовить". Его афористический стих: Не может свет стоять без сильных воружений — можно было бы посвятить Женевской конференции. Впервые опубликовано: Возрождение. 1933. 23 июля.
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) поэт, прозаик, литературовед. | ||
|