А.А. Дмитриевский
Державные защитники и покровители Святой Земли и августейшие паломники у Живоносного Гроба

На главную

Произведения А.А. Дмитриевского


Палестина, Обетованная Земля, приуготовившая Царю царей убогий вертеп, страшную Голгофу и тридневное ложе в "новом гробе" в саду благообразного Иосифа Аримафейского, делается Святой Землей для людей всех стран, племен и языков, украшенных славным именем "христианин". В пламенном усердии к этим драгоценным христианским святыням, в восторженных порывах видеть и лобызать их соревнуют цари и подданные, мужи и жены, юноши и дети.

Во главе царственных паломниц к Живоносному Гробу Господню история по всей справедливости ставит блаженную мать императора Константина Великого св. равноап. Елену, вознамерившуюся за сына-царя и своих царственных внуков — богол юбезных кесарей возблагодарить Бога на месте, "идеже стоясте нозе Его" (Пс. 131, 7). В своем высоком подвиге царственная паломница смирением и благочестием, превосходившими всякое человеческое представление, приводила в восторг и умиление очевидцев и современников*. Сын ее, св. император Константин, под влиянием неизгладимых отрадных впечатлений матери-паломницы, не знает пределов своей царской щедрости для благотворений и милостыни в Св. Землю, и все веками накопленные богатства государственных сокровищниц империй Западной и Восточной были открыты им для украшений вновь воздвигнутых, по желанию матери, храмов Иерусалима, Вифлеема, Елеона и других св. мест**.

______________________

* Сочинения еп. Евсевия Памфила. Т. II. СПб., 1850. С. 197-201.
** Там же. С. 192,196-198.

______________________

Пример св. царицы Елены не остался без достохвальных подражаний как в славной Византии и в христианских странах Западной Европы, так и в нашем возлюбленном отечестве, просвещенном светом Христовой веры сравнительно с народами этих стран в позднее время.

Первые князья русские, занятые устроением страны и водворением порядка в ней, не имели времени много думать о личных подвигах благочестия и о паломничестве в Св. Землю, но в уме своем не могли и помыслить об отказе в щедрой милостыни как в Св. Землю, так и тем "трудникам Божиим", молитвенникам за Русскую землю, на долю которых выпадало величайшее и сравнительно редкое в то время счастье видеть своими глазами драгоценные святыни Иерусалима. И неудивительно, что чувством безграничной благодарности верноподданного, взысканного милостями великого князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Владимировича Киевского, дышат слова Нестора наших паломников, игумена Даниила, когда он у Гроба Господня изливается в сердечной горячей молитве за всю Русскую землю, за князей русских и бояр.

"Княже мой, господине мой, — слезно молит короля Балдуина горячий русский патриот — игумен Даниил, — молю ти ся, Бога для и князей для русских, повели ми, да бых и аз поставил свое кандило на Гробе Святем от всея русьскыя земля (за вся князя наша и за всю русскую землю, за вся християне)"*.

______________________

* Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена, 1106 — 1107 г.//Православный Палестинский Сборник. Вып. III и IX. СПб., 1885. С. 128.

______________________

"И Бог тому послух, и святый Гроб Господень, — пишет он в своем "Хождении" в заключение, — яко во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь, но во всех святых местах поминал есмь, переев покланялся есмь за князей за всех и потом о своих гресех помолился есмь"*.

______________________

* Там же. С. 139-140.

______________________

Но и за это тяжелое время в жизни нашего отечества в преданиях древней русской истории хранится, в виде благочестивой легенды, трогательный рассказ о паломничестве в Св. Землю и из княжеской семьи в лице преп. Ефросиний, Полоцкой княжны, предпринявшей путешествие в Иерусалим в 1173 г. с братом своим Давидом и со сродницей Евпраксией. Целью путешествия этой паломницы-княжны, дочери Святослава — Георгия Всеволодовича, правнучки равноапостольного князя Владимира, было помолиться на святых местах о любимом своем брате Вячеславе и его семье, а вместе с тем и окончить в Св. Земле дни своей жизни.

Царственные собиратели Русской земли, московские Государи, также не имели возможности быть лично в Иерусалиме, но оказывали самое предупредительное усердное внимание к Св. Земле и к святыням, находящимся в ней, отчасти через щедрые посылаемые туда милостыни, отчасти — через гостеприимно-радушные приемы в Москве приезжих с Востока Патриархов, митрополитов, епископов, архимандритов и иноков, оделяя их при отпусках большими деньгами, роскошными драгоценными богослужебными принадлежностями и даруя им жалованные милостынные грамоты.

Из русских Императоров блаженной памяти Николай Павлович первый открыто взял под свою защиту и высокое покровительство драгоценные святыни Иерусалима. И когда Вертеп Христов был поруган снятием звезды на месте Рождества Христова, то не задумался врагам Православия, на защиту попранной святыни, объявить войну, получившую в истории название Севастопольской. Посылкой Духовной Миссии в Иерусалим в 1843 г. и официальным утверждением ее в 1847 г. Государь Император ставил задачей, главным образом, "сообразить на месте, какие всего удобнее было бы принять меры к поддержанию Православия" в Святой Земле.

Великодушный преемник его, Император Александр Николаевич, в своих непрестанных заботах о Св. Земле простер царственные попечения и на бедных русских паломников, посещавших Св. Град и не имевших там для себя пристанища. Вверяя управление Палестинского Комитета, созданного в 1859 г. главным образом для улучшения быта наших паломников в Иерусалиме, первому Председателю его статс-секретарю князю Оболенскому, Государь Александр Николаевич изволил произнести следующие знаменательные слова: "Это — вопрос моего сердца", — и всей своей жизнью доказал непреложную истину своих державных слов. Вскоре во главе названного Комитета поставлен был августейший брат Государя великий князь Константин Николаевич, причем Государь Император соизволил принять под свое непосредственное и личное покровительство и Комитет, которому было поручено прежде всего сооружение русских богоугодных построек в Иерусалиме. В целях содействовать скорейшему осуществлению своих благих намерений, Государь Император повелел ассигновать из средств Государственного казначейства 500 000 рублей, открыть повсеместно в пределах России сбор пожертвований и Председателю Комитета великому князю Константину Николаевичу лично отправиться в Иерусалим для выбора и тщательного осмотра необходимых для сего земельных участков. Покоряясь велению Государя и давно задуманному собственному благому намерению поклониться Гробу Господню, великий князь Константин Николаевич с благоверной супругой великой княгиней Александрой Иосифовной и сыном-первенцем предпринял священный подвиг — далекое путешествие в Св. Землю, положив, таким образом, счастливое начало для целого ряда последующих паломнических путешествий из особ ныне благополучно царствующего в России Императорского Дома.

На долю другого брата Его Императорского Высочества, великого князя Николая Николаевича, предпринимавшего паломничество в Св. Землю в сопровождении герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского и принцев Александра и Константина Петровичей Ольденбургских, выпал счастливый жребий довершить богоугодное дело по улучшению быта наших паломников в Иерусалиме, начатое великим князем Константином Николаевичем. В 1872 г. в сентябре месяце, в его присутствии торжественно освящен величественный русский собор в честь Живоначальной Троицы, созданный на пожертвования всего русского народа.

Венценосная супруга Александра II, Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Александровна, нося имя одной из ревностных последовательниц Христа и первой — "зело рано заутра" — поклонницы у Его Живоносного Гроба (Лк. 24,1; Мк. 16, 2), в своем сердце питала высокие благоговейные чувства к Св. Земле и в чистой душе лелеяла всю свою жизнь мечту лицезреть святыни христианского Востока. Все свое царственное внимание боголюбивая Императрица направляла, главным образом, на поддержание Православия в Св. Земле и на дела христианского милосердия там. Школа в Бейт-Джале (близ Вифлеема) для туземных девочек пользовалась высоким вниманием Государыни Императрицы и содержалась на средства Ее Величества до самой блаженной ее кончины. Наша Духовная Миссия и все благие начинания ее встречали в Государыне Императрице Марии Александровне высокое покровительство и мощную в трудные минуты жизни поддержку. Наш Русский госпиталь в Иерусалиме получил свое бытие при еп. Кирилле (Наумове), втором начальнике нашей Духовной Миссии, и был прекрасно оборудован от щедрот Ее Величества. Сиро-палестинский арабский народ, облагодетельствованный Императрицей Марией Александровной и неоднократно получавший от нее богатые денежные пожертвования, чтит свою боголюбивую "Благодетельницу" и светлую память о ней сохранит в роды родов, благодаря дивному Гефсиманскому храму на склоне Елеонской горы, воздвигнутому на пожертвования царственных детей ее в молитвенную память о ней.

Христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные родители передали в наследие и своим августейшим детям. После кончины Государя Императора Александра Николаевича в 1881 г., великие князья Сергий и Павел Александровичи, имея спутником и великого князя Константина Константиновича, предпринимают паломничество к Живоносному Гробу, чтобы там излить свои горячие молитвы за дорогих виновников своего бытия и вместе с тем отыскать наилучшее место для вышеупомянутого Гефсиманского храма в память незабвенной родительницы, почитательницы Иерусалима. Путешествие это оставило в отзывчивых сердцах великих князей неизгладимо глубокий след и возжгло тот святой огонь любви к Св. Земле, который ярко светился во всех действиях и начинаниях, касающихся христианского Востока и нашего русского дела там. В Бозе почивший присно-незабвенный великий князь Сергий Александрович, внимательно присмотревшись к положению русского дела в Палестине и к быту русских паломников в Иерусалиме, пришел к несомненному убеждению о неотложной необходимости продвинуть скорейшим образом уже назревшую мысль о создании частного благотворительного Палестинского Общества. И когда Государю Императору Александру Александровичу благоугодно было, по возвращении Его Высочества из путешествия в Св. Землю, возложить нелегкое бремя председательства во вновь открываемом Обществе на Его Высочество Сергия Александровича, то, внимая велениям Монарха и собственному влечению сердца, он без колебаний, и даже с "удовольствием" (по его словам), в 1882 г. принимает на себя эти обязанности, с живым интересом входит во все мельчайшие подробности организации Общества, и с первых его шагов деятельности на Востоке до самых последних дней своей жизни, даже среди сложных государственных административных обязанностей, уделяет им охотно весь свой досуг, все свободное время.

Освящение в Иерусалиме Гефсиманского храма в 1888 г. наложило на великих князей Сергия и Павла Александровичей священный долг вторично предпринять путешествие в Св. Землю. Спутницей великого князя Сергия Александровича в Св. Землю на сей раз была и его супруга — великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне августейший Председатель Общества. Так как в это второе путешествие покойный великий князь живо интересовался плодами деятельности Палестинского Общества в Бейруте, Галилее и Иудее и свои обзоры учреждений Общества совершал вместе со своей августейшей супругой, то вполне естественно в это время он успел привлечь внимание и Ее Высочества к тому делу, к которому прилепился сам всей своей любящей душой. Среди обитателей Сирии и Палестины и доселе из уст в уста передаются самые восторженные рассказы о чарующей ласке и пленительной любезности Их Высочеств к детям в школах Бейрута, Назарета, Бейт-Джалы и других мест, оставивших в сердцах их родителей самую искреннюю, неподдельную благодарность. После этого вполне естественно, что Ее Высочество под живыми, неизгладимо отрадными впечатлениями, вынесенными из своего паломничества в Св. Землю, изволила всегда "горячо сочувствовать" целям Общества и "близко к сердцу" принимать все его интересы. И когда Провидению угодно было лишить Императорское Православное Палестинское Общество его высокого основателя и радетеля, Ее Высочество, с соизволения Государя Императора, "изъявила полнейшую готовность посвятить ему свои силы" и принять на себя заботу о нем.

Последним паломником в Св. Землю из Императорской фамилии является Его Императорское Высочество великий князь Александр Михайлович. В январе 1889 г., возвращаясь из кругосветного плавания, великий князь пожелал за благополучно оконченное плавание принести благодарственное моление у Живоносного Гроба. В это время Его Высочество изволил живо интересоваться в Иерусалиме и в Иерихоне учреждениями Общества и успел им уделить свое весьма благосклонное внимание.

В Бозе почивший Государь Император Александр Александрович, еще в бытность свою наследником-цесаревичем, всегда с теплым сердечным сочувствием относился ко всем вопросам, связанным со Св. Землей и нашими успехами в ней. Посему, когда Провидению угодно было вручить ему кормило Русского Государства, то в мае 1882 г. он призывает к бытию Православное Палестинское Общество, руководительство же им вверяет своему возлюбленному брату-паломнику и внимательно следит за первыми шагами его успешной деятельности. Высокомилостивому доверию Государя Императора Александра III Палестинское Общество обязано передачей в его ведение в 1889 г. ценных имущественных владений в Палестине и денежных средств Палестинской Комиссии с возложением на него священных обязанностей последней по призрению наших паломников в Св. Земле, а также и дарованием ему почетного наименования "Императорское".

Ныне благополучно царствующему Государю Императору, по неисповедимым судьбам Божиим, не пришлось посетить Св. Града и поклониться Живоносному Гробу Господню, хотя в бытность наследником-цесаревичем, во время достопамятного путешествия на Дальний Восток в 1890 г., все уже было подготовлено к этому паломничеству*. Но, по благочестивому примеру венценосных своих предков и влечению своего сердца, Его Величество продолжает неусыпно пещись о Св. Земле и всесторонне и глубоко интересоваться гуманной и просветительной деятельностью Общества. Высокомилостивому благоволению Его Величества Императорское Православное Палестинское Общество всецело обязано признанием Оттоманским правительством имущественных земельных владений Общества и его благотворительных и учебно-воспитательных учреждений и дарованием русским учителям и учительницам в школах Общества прав государственной службы.

______________________

* В письме генерал-адъютанта Г.Г. Даниловича, воспитателя ныне благополучно царствующего Государя Императора, на имя М.П. Степанова от 16 июня 1890 г. "рамки времени путешествия" в Палестину Его Величества были назначены такие: "Прибытие в Яффу 20 октября и уход из Яффы 31-го" того же месяца, т. е. целых десять дней. Такой маршрут был уже отпечатан и послан великому князю Сергию Александровичу, но потом в нем пришлось многое изменить, а поездку в Константинополь и Иерусалим и совершенно отменить. "Очень опасаюсь, — писал М.П. Степанову Г.Г. Данилович уже 14 сентября того же года, — что в этом маршруте придется многое изменить, так как недоумения между греческим Патриархом и правительством султана приняли очень острый характер".

______________________

25 лет тому назад Общество, 21 мая 1882 г., в день первого въезда в Иерусалим Его Высочества великого князя Сергия Александровича, открыло свои действия, имея в кассе дефицит в 50 руб. Первыми жертвователями на нужды Общества были маститый митрополит Киевский Платон, пожертвовавший 1000 руб., и генерал-майор В.В. Волошинов — 2000 руб. Чего достигло Общество за истекшие 25 лет и чем оно владеет в настоящее время, — мы только что выслушали из Высочайшего рескрипта, коим Государю Императору благоугодно было осчастливить в настоящий знаменательный день августейшего Председателя Общества.

С горячей верой в неоскудевающую милость Божию, с крепкой надеждой и впредь сохранить милостивое благоволение возлюбленного Монарха, защитника и мощного покровителя Св. Земли и русских интересов в ней, и с утешительным упованием пользоваться любовью и доверием всего православного русского народа, всегда готового прийти на помощь со своей посильной лептой, — Императорское Православное Палестинское Общество бодро и смело вступает ныне во вторую четверть века своего благополучного существования.


Речь, произнесенная в присутствии Их Величеств и Высочайших Особ в торжественном заседании Императорского Православного Палестинского Общества 21 мая 1907 г., в Петергофе.
Опубликовано: Сообщения ИППО. 1907. Т. XVIII. Вып. 3-4. С. 422-430.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) — русский византист, историк Церкви; профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии.



На главную

Произведения А.А. Дмитриевского

Монастыри и храмы Северо-запада