Н.А. Добролюбов
«Арифметика для девиц», составленная В. Михельсоном

На главную

Произведения Н.А. Добролюбова


Арифметика для девиц, составленная В. Михельсоном. Издание второе. СПб., 1858 В 8-ю д. л., 148 стр.

Чем арифметика для девиц должна отличаться от арифметики для мальчиков? Сущность математических истин одна и та же для всех; разница, следовательно, должна заключаться в способе их представления. В этом отношении для девиц нужно более конкретности, чем для мальчиков: нужно определений и правил — сколько можно меньше; примеров, задач — сколько можно больше. Затем от девицы нужно более, чем от мальчика, добиваться того, чтобы она сама вывела правило из примеров и задач, разрешенных ею при помощи учителя. Это потому, что на память чисел у девочки менее можно полагаться, чем у мальчика. В то время как у мальчика рассудок тотчас сам собою является на помощь памяти, у девочки постоянно в дело памяти мешается воображение. При обучении девочек вообще, и в особенности при обучении их положительным знаниям, нужно иметь в виду преимущественно возбуждение рассудка и правильное развитие деятельности воображения. Конкретное обучение помогает и тому и другому: воображение имеет материал в частных представлениях, а рассудок возбуждается и укрепляется самостоятельным отыскиванием общего значения частных примеров. Прочитавши заглавие «Арифметика для девиц», можно подумать, что г. Михельсон именно имел в виду эти простые положения, которые не могут быть неизвестны человеку, берущемуся за составление учебника. Посмотрим, как г. Михельсон исполнил свою задачу — составить арифметику именно для девиц.

Начинается его арифметика определениями — величины, числа, единицы, арифметики и т.д. Все эти бесполезные вещи видали мы и в арифметиках для мальчиков. Далее идет «словесное счисление», в котором объясняется, что счет у нас начинается с одного, а затем идут два, три, четыре и т.д. до триллиона. Это нововведение в арифметике, заимствованное из старинных грамматик, которые начинались перечислением букв, составляющих русскую азбуку. После словесного счисления идет письменное — цифрами арабскими, римскими и славянскими. Мы желали бы знать, отчего, именно девочкам необходимо начинать арифметику с того, чтобы выучиться произносить 205079 304615043, число, написанное г. Михельсоном на стр. 9? Или он думает, что теперь, когда мальчиков от этой бесполезной работы уже избавили, нужно передать ее девочкам: пусть, дескать, и они помучатся!..

Выучивши девочек произносить и писать биллионы, г. Михельсон начинает первые четыре действия над простыми числами. С мальчиками ныне начинают обыкновенно с именованных чисел, потому что на первой степени обучения и для мальчиков конкретность необходима почти в такой же степени, как и для девочек. Но г. Михельсон полагает, что для девочек этого не нужно, и потому начинает с простых, т.е. отвлеченных чисел, давая притом такие правила: «При делении простых чисел должно сперва написать делимое, потом делителя — отделяя его от делимого вертикальною чертою. Под делителем пишут частное, отделяя частное от делителя горизонтальною чертою. С левой стороны делимого отделяют столько цифр, чтобы отделенное число было более делителя (т.е., если дано разделить 1234 на 2, — то нужно отделить 123, потому что 123 более делителя?)», и т.д. Спрашивается, отчего же вызубрить все это лучше идет девочкам, нежели мальчикам?

Вся арифметика полна старинной рутины. Дроби начинаются с простых, а потом изложены десятичные; в начале всего стоит приведение дробей к одному знаменателю, а затем уже сложение и вычитание их. Далее следует, разумеется, правило тройное, товарищества, смешения. Как вещь, особенно необходимая для девиц, прибавлены главы о процентах и банках, об учете векселей и об акциях. Но изложение этих предметов весьма кратко и недостаточно. Несмотря на все эти недостатки арифметики для девиц, мы благодарны г. Михельсону и за то, что он, сколько нам известно, первый у нас возымел мысль написать особое руководство для женских учебных заведений. Мы знали автора как отличного преподавателя* и уверены, что он не напечатал бы второго издания своей арифметики, не внесши в него значительных улучшений.

______________________

* Г-н Михельсон умер уже несколько лет тому назад.


Впервые опубликовано: Журнал для воспитания. 1858. № 6. Отд. VIII. С. 300—302.

Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался) (1836—1861) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист.



На главную

Произведения Н.А. Добролюбова

Монастыри и храмы Северо-запада