Н.А. Добролюбов
<Предисловие к пословицам>

На главную

Произведения Н.А. Добролюбова


Давно уже у нас обратили внимание на народные пословицы как на выражение народного ума, народной жизни, народного характера. Рукописные сборники русских пословиц восходят до XVI столетия, по указаниям г. Снегирева. С 70-х годов прошлого столетия начинаются и печатные собрания их, и даже довольно значительные. Так, в 1787 году изданы Новиковым 4291 древняя российская пословица. Один из известнейших тогда литераторов наших вздумал даже переложить в стихи народные пословицы и издал свои переложения в трех частях в 1785 году. Разумеется, изложенные таким образом пословицы много потеряли; но тем не менее этот факт доказывает, что народные пословицы и тогда уже обращали на себя большое внимание. Но между всеми, занимавшимися этим делом за последние двадцать пять лет, особенное внимание заслуживают труды И.М. Снегирева, специально занявшегося нашими пословицами, написавшего много исследований и рассуждений о них и, наконец, издавшего в 1848 году полное собрание пословиц и притчей русских. В этом собрании 9814 пословиц — и доселе оно остается самым полным из всех... В свое время оно оценено было более или менее справедливо в наших журналах... Былой дополнение к собранию Снегирева, представленное А.Н. Афанасьевым и напечатанное в «Архиве историко-юридических сведений о России» Н.В. Калачова. У г. Афанасьева собрано 464 пословицы, представляющие частию варианты тех, которые напечатаны в собрании Снегирева, частию пословицы и поговорки совершенно особенные, которых не находим у Снегирева... Но все-таки это дополнение слишком незначительно, если сообразить необыкновенное обилие и особенную любовь народа нашего к пословицам...

Я слышал, что В.И. Даль собрал до 30 000 пословиц русских, помещая тут, разумеется, все, что удавалось слышать ему, не стесняясь печатными приличиями... А в собрании И.М. Снегирева едва ли не придется выпустить десятой доли — если рассмотреть все повнимательнее. По крайней мере так представляется мне, и, сколько я могу припомнить, нечто подобное было высказано г. Снегиреву одним из его рецензентов еще в 1848 году. Я принялся за «Собрание русских пословиц» без всяких дальних расчетов и хотел только, не мудрствуя лукаво, просмотреть этот сборник, внести в него пословицы, какие я знаю и какие здесь опущены, и тем покончить все дело. Но, взявшись за это, я невольно должен был прежде всего обратить внимание на состав этого собрания и нашел много такого, что мне показалось не совсем хорошим. Прежде всего пришлось мне подосадовать на алфавитное расположение пословиц. В этом заключается чрезвычайное неудобство. Чтобы не переписать в дополнения целой половины сборника, я должен был сначала прочитать весь его, как книгу. Иначе — ищешь пословицу — ее нет. Записываешь у себя, да еще удивляешься, что нет такой употребительной пословицы. Между тем, ворочая книгу, вдруг совершенно неожиданно наткнешься на эту самую пословицу, только в ней начальное слово другое... Вся беда в том, что у нас говорят: «глядит в книгу», а в сборнике: «смотрит в книгу...»; у нас: «со вранья пошлин не берут», а в сборнике: «со лжи...»; по-нашему: «что и честь, когда...», а там: «не люба и честь...»; у нас: «аза в глаз не знает», а там: «ни аза...»; у нас: «как аукнется», а в сборнике: «каково аукнется...»; у нас: «не спросясь», а у Снегирева: «не изведавши...»; у нас: «не обманешь старого...», а там: «старого воробья...» и пр.

Что делать с этим горем? Должен был прочитать все сплошь и потом припоминал, есть ли тут та или другая пословица... Благодаря счастливой памяти я успел таким образом избежать многих недосмотров, но совершенно избежать нельзя было, и они остались у меня, так же как есть они и в дополнениях г. Афанасьева.

Например: «глупая речь не пословица» — у Сн. доп. Б. I; «вот Бог, а вот порог» — Т. 206; «в речах мед» — Н. 190; «губа не дура — язык не лопатка...» — Сн. Я. 29; «гулять гуляй, а дела не забывай» — Д. 504; «золото и в грязи видно» — В. 62 и 3. 316; «из мухи слона...» — И. 103; «из одного города...» — И. 112; «кто в лес...» — И. 175; «на безлюдье и Фома дворянин» — Н. 227; «не принять горького» — Н. 418; «рассердись на вши...» — О. 175 и пр. Впрочем, в некоторых случаях приведенные г. Афанасьевым пословицы могли бы быть оставлены как варианты...

Это самое неудобство вовлекло во многие недосмотры самого собирателя. У него весьма часто одна и та же пословица повторяется два раза под разными буквами. Некоторые напечатаны даже по три раза. Не привожу здесь примеров, потому что их весьма много (они отмечены карандашом в самой книге)...

Можно положить, что таким образом придется выпустить около 300 пословиц.


Впервые опубликовано: Н.А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1934—1941. Т I. С. 659—660.

Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался) (1836-1861) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист.



На главную

Произведения Н.А. Добролюбова

Храмы Северо-запада России