Н.А. Добролюбов
Природа и люди, книга I, выпуск 1

На главную

Произведения Н.А. Добролюбова


Уроки географии, читанные в Николаевском сиротском институте. Книга I, выпуск I. СПб., 1858, VIII и 151 стр.

Оживление географической номенклатуры сведениями из естественной истории и этнографии — главная задача издателя этой книги. Мысль весьма полезная и справедливая! Давно пора бы нам понять, что наши географические учебники отнимают всякую возможность чему-нибудь по ним выучиться. Десятки собственных имен попадаются на каждой странице, и все их надобно запомнить, и, что особенно замечательно, запомнить — не связывая с ними никакого смысла! Да после этого легче выучиться иностранному языку: там по крайней мере с словами хоть смысл какой-нибудь соединяется; а тут исчисляй себе австралийские острова, германские княжества, русские уездные города, заучивай, что Волга принимает в себя — Вазузу, Сестру, Оку, Суру, Свиягу, Сарпу, Тверцу, Мологу, Шексну, Кострому, Унжу, Ветлугу, Каму, Черемшан, Сок, Самару, Иргис, Еруслан... Какой смысл должен придавать этим словам ребенок, учащийся географии? Нам кажется, что обыкновенный наш способ обучения географии доселе совершенно равнялся тому, как если бы мы вздумали учить детей иностранному языку по лексикону. Задавали бы каждый день по странице и не дали бы в руки ни одной книги, пока ученик всего лексикона не выучит. Что наше сравнение нимало не преувеличено, можно убедиться следующим соображением: в географии Ободовского находится (как видно по указателю имен, в конце книги) до четырех тысяч собственных названий; изучение всех их может равняться изучению иностранного языка, потому что, владея четырьмя тысячами слов какого угодно из европейских языков, можно уже читать на нем очень свободно. Но, разумеется, с теми же четырьмя тысячами ничего не сделаешь, если выучишь их по лексикону, — от а до g, например. К счастью, языкам так не учат. Только географии вышла такая несчастная доля!

Уроки г. А.П. (ему принадлежат в этом выпуске три урока; кроме того, один читан был г. В.Л.) уклоняются от старой рутины. Они изображают природу страны большею частью очень живо; о естественных произведениях говорят подробно; говоря о жителях, указывают на их нравы и обычаи. Все это чрезвычайно много облегчает и упрощает изучение географических данных.

В вышедшем ныне выпуске находится обозрение Восточного океана, Океании и Австралии. Автор начинает свои уроки с этих стран потому, что «здесь, — как он говорит, — природа еще не утратила своего первоначального типа, и люди еще не вышли из первобытного естественного состояния». Вместе с тем, так как эти страны сделались известны позднее, то автору представлялась возможность в историческом рассказе осмыслить самую номенклатуру географическую. Так, рассказывая о путешествии Магеллана, г. А.П. упоминает и различные обстоятельства, подавшие повод к тому или другому названию разных островов. Вообще изложение уроков г. А.П. очень живо, просто и занимательно.

Нельзя того же сказать об «оро-гидрографическом очерке» Австралии, составленном г. В.Л. Он весьма недалеко ушел от старой рутины. Впрочем, сам автор, в примечании к этому уроку, сознается, что представил свой очерк в сжатом и неполном виде, потому что это есть не более как черчение карты, несколько оживленное. Как пособие при черчении карты учениками действительно и урок г. В.Л. может почесться нелишним в книге.


Впервые опубликовано: Журнал для воспитания. 1858. № 4. Отд. VIII. С. 213— 214.

Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался) (1836—1861) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист.



На главную

Произведения Н.А. Добролюбова

Монастыри и храмы Северо-запада