В.М. Дорошевич
Д.А. Мансфельд

На главную

Произведения В.М. Дорошевича


Скончался Дмитрий Августович Мансфельд.

Мир его праху.

Много бранили его в свое время газеты.

Не меньше Фердинанда Кобурского.

А как спросишь:

— За что? Оказывается:

— Было не за что.

Он насаждал в Москве немецкую драму и издавал журнал... "Мельник".

Был драматическим писателем и основал "Школу иностранных корреспондентов".

Неожиданный был человек.

Но и русская жизнь полна неожиданностей.

В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, — встречаю страшно знакомое лицо.

— Не узнаете?!

— Право...

— Балкашин! Актер Балкашин!

— Но, батюшка! Кто же мог ожидать вас встретить летом в Париже, а не где-нибудь в Тетюшах, "в поездке".

— Кончено! Антрепренеры не платят. Вы у нас в отделе еще не были?

— В каком?

— Я представляю мукомольную промышленность.

— Что?!

— Мукомольную промышленность. Это, батенька, чрезвычайно важная вещь. Мы экспортируем зерно и, таким образом, оставляем помол иностранным мельникам. Тогда как мы могли бы вывозить хлеб в муке, и тогда помол...

Государственное дело!

Потому-то и представляет его актер.

И актер на роли "резонеров" начал играть передо мной мукомола.

Он открывал какие-то баночки, пересыпал с руки на руку что-то белое

— Крупчатка первый сорт... Второй сорт... Но французам наша мука крупна. Они пекут хлеб из конфетной муки.

— Скажите!

— Народ балованный! Перестанов же мельниц на конфетный помол Он измазался в муке сам, измазал меня и сказал:

— Да вот приедет Дмитрий Августович Мансфельд, он вам разъясни! подробно!

— Нет, уж зачем же! Довольно и актера.

Зачем же еще спрашивать о мукомольном деле драматургов, декораторов, суфлеров?

Немецкую драму Д.А. Мансфельд насаждал вместе с Георгом Парадизом.

В качестве секретаря театра "Парадиз".

Благодаря Парадизу, мы сделали массу интересных знакомств.

Он познакомил нас с величественным Поссартом, гениальным Барнаем, умным Гаазе, оригинальным Миттервурцером.

У него в театре раненой пантерой металась в "Мессалине" Гертруда Гире, и впервые появился перед Москвой скорбный лик Элеоноры Дузе.

У него играли богоподобный Росси, пламенный Маджи, вдумчивый Эммануэль.

Всегда Великим постом.

Георг Парадиз стоял около кассы, откинув борт сюртука, запустив палец за жилет.

Когда кончался спектакль, спрашивал у кассира:

— Wie viel?

— 14 RubeL zwanzig Kopeken. И Парадиз схватывал под руку кого-нибудь из знакомых:

— Пойдем в буфет, пропьем сбор!

А Д.А. Мансфельд сидел в секретарской и выдавал контрамарки актерам.

Пишу по его рассказам.

К нему приходили разные люди.

Приходили хромые:

— Я драматический артист.

Мансфельд выдавал контрамарку.

Приходили горбатые:

— Драматический!

Выдавал.

Приходили шепелявые, с кашей во рту:

— Пазвольте контламалоську. Я дламатисеский актел!

Выдавал.

Появился раз господин:

— Па-а-а-азвольте ко... ко... ко... контра... ма... ма... ма...

— На каком основании?

— Я дра...дра... дра...

Не выдал!

— Нет, уж извините! Заика драматическим актером быть не может!

— И что же вы думаете? — с горем рассказывал Д.А. Мансфельд. — Даром человека обидел. Оказался актером!

Это был известный трагик г. Р.

Разве не страна неожиданностей?

Если в России заика может быть драматическим актером, — почему же драматургу не быть редактором журнала "Мельник"?

В то время русская драматическая литература писалась очень нетрудно.

Крылов писал ее с французского.

Крюковский с польского.

Мансфельд с немецкого.

Крюковский переделывал пана Хелминского в Холмогорова.

Крылов — Дюпона в Дубинина.

Мансфельд — Мейера в Майорова.

И получались русские пьесы.

Так Д.А. Мансфельд, никогда не бывши драматургом, сделался одним из самых плодовитых драматических писателей.

И, всю жизнь свою занимаясь драматургией, сделался мельником.

Живописная страна неожиданностей!


Впервые опубликовано: Русское слово. 1909. 17 марта.

Дорошевич Влас Михайлович (1865-1922) русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века.



На главную

Произведения В.М. Дорошевича

Монастыри и храмы Северо-запада