| ||
Скончался Дмитрий Августович Мансфельд. Мир его праху. Много бранили его в свое время газеты. Не меньше Фердинанда Кобурского. А как спросишь: — За что? Оказывается: — Было не за что. Он насаждал в Москве немецкую драму и издавал журнал... "Мельник". Был драматическим писателем и основал "Школу иностранных корреспондентов". Неожиданный был человек. Но и русская жизнь полна неожиданностей. В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, — встречаю страшно знакомое лицо. — Не узнаете?! — Право... — Балкашин! Актер Балкашин! — Но, батюшка! Кто же мог ожидать вас встретить летом в Париже, а не где-нибудь в Тетюшах, "в поездке". — Кончено! Антрепренеры не платят. Вы у нас в отделе еще не были? — В каком? — Я представляю мукомольную промышленность. — Что?! — Мукомольную промышленность. Это, батенька, чрезвычайно важная вещь. Мы экспортируем зерно и, таким образом, оставляем помол иностранным мельникам. Тогда как мы могли бы вывозить хлеб в муке, и тогда помол... Государственное дело! Потому-то и представляет его актер. И актер на роли "резонеров" начал играть передо мной мукомола. Он открывал какие-то баночки, пересыпал с руки на руку что-то белое — Крупчатка первый сорт... Второй сорт... Но французам наша мука крупна. Они пекут хлеб из конфетной муки. — Скажите! — Народ балованный! Перестанов же мельниц на конфетный помол Он измазался в муке сам, измазал меня и сказал: — Да вот приедет Дмитрий Августович Мансфельд, он вам разъясни! подробно! — Нет, уж зачем же! Довольно и актера. Зачем же еще спрашивать о мукомольном деле драматургов, декораторов, суфлеров? Немецкую драму Д.А. Мансфельд насаждал вместе с Георгом Парадизом. В качестве секретаря театра "Парадиз". Благодаря Парадизу, мы сделали массу интересных знакомств. Он познакомил нас с величественным Поссартом, гениальным Барнаем, умным Гаазе, оригинальным Миттервурцером. У него в театре раненой пантерой металась в "Мессалине" Гертруда Гире, и впервые появился перед Москвой скорбный лик Элеоноры Дузе. У него играли богоподобный Росси, пламенный Маджи, вдумчивый Эммануэль. Всегда Великим постом. Георг Парадиз стоял около кассы, откинув борт сюртука, запустив палец за жилет. Когда кончался спектакль, спрашивал у кассира: — Wie viel? — 14 RubeL zwanzig Kopeken. И Парадиз схватывал под руку кого-нибудь из знакомых:
— Пойдем в буфет, пропьем сбор! А Д.А. Мансфельд сидел в секретарской и выдавал контрамарки актерам. Пишу по его рассказам. К нему приходили разные люди. Приходили хромые: — Я драматический артист. Мансфельд выдавал контрамарку. Приходили горбатые: — Драматический! Выдавал. Приходили шепелявые, с кашей во рту: — Пазвольте контламалоську. Я дламатисеский актел! Выдавал. Появился раз господин: — Па-а-а-азвольте ко... ко... ко... контра... ма... ма... ма... — На каком основании? — Я дра...дра... дра... Не выдал! — Нет, уж извините! Заика драматическим актером быть не может! — И что же вы думаете? — с горем рассказывал Д.А. Мансфельд. — Даром человека обидел. Оказался актером! Это был известный трагик г. Р. Разве не страна неожиданностей? Если в России заика может быть драматическим актером, — почему же драматургу не быть редактором журнала "Мельник"? В то время русская драматическая литература писалась очень нетрудно. Крылов писал ее с французского. Крюковский с польского. Мансфельд с немецкого. Крюковский переделывал пана Хелминского в Холмогорова. Крылов — Дюпона в Дубинина. Мансфельд — Мейера в Майорова. И получались русские пьесы. Так Д.А. Мансфельд, никогда не бывши драматургом, сделался одним из самых плодовитых драматических писателей. И, всю жизнь свою занимаясь драматургией, сделался мельником. Живописная страна неожиданностей! Впервые опубликовано: Русское слово. 1909. 17 марта.
Дорошевич Влас Михайлович (1865-1922) русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века. | ||
|