Н.Ф. Федоров
Храм псевдо-византийского стиля как памятник убиенных в войне 1812 года

Вернуться в библиотеку

На главную


Храм Спасителя - храм Петербуржцев в Москве, назначенный для перехода от православного (якобы) суеверия к протестантскому свободомыслию, отрицанию, к высшей якобы форме религии, т.е. переход от живого к отвлеченному, мертвому.

Даже храм Спасителя, а не Спаса*, как бы сказали в старину, - храм Спасителя, где никогда не было отпевания, вопреки самим строителям этого храма, самим наименованием своим (Спасителя от чего, не от смерти ли?) ясно указывает на кладбищенское свое происхождение, на проявление силы отпевания или воскрешения, в виде неполного оживления, благодаря иконо-фобии. Галерея, окружающая храм, не состоит ли из надгробных плит, которые из горизонтального положения, лежачего, как мертвые, повинуясь силе отпевания, приняли, как живые, как воставшие, вертикальное положение. Эти плиты писаны не фигуративным, а фонетическим письмом и как бы взяты с общих могил всех битв, и каждые три плиты осенены животворящим крестом с Голгофою, как необходимою принадлежностью надгробных плит. Таким образом, вся галерея, назначенная для ходов, или представляющая ходы жертв войны, есть синодик, в коем штаб- и обер-офицеры писаны по имени (т.е. по фамилиям, что показывает, конечно, что строители и не думали, не сознавали, что пишут синодик), а нижние чины количественно**. Но не галерея только, а и самый храм есть синодик, ибо вся нижняя часть храма состоит из двух рядов плит, белых наверху и черных внизу, т.е. это тоже надгробные плиты, еще чистые, еще не написанные страницы синодика, развернутого [...] с цветными обертками.

______________________

* Спас на бору, Спас на Новом, Спас у порога Москва-реки.
** Длинный список жертв войны имеет педагогическое значение, значение воспитания для мира.

______________________

Только на высоте, недоступной для выражения почитания целованием, помещены изображения святых. Очевидно, простодушные полу-иконоборствующие строители храма обладали протестантствующим умом и бездушным сердцем. Над плитами, ниже изображения святых в храме Рождества Христова помещены звезды, назначенные учить кланяющихся звездам (конечно, генеральским) поклоняться Солнцу Правды.

Вместо стенных икон помещены на аналоях отдельные иконы, которые легко вынести, - вероятно, думали протестантствующие строители и иерархи.

Святые по аркам, восходящие на небеса, и Сам Христос из вертепа Рождения восходит на гору Преображения и из вертепа воскрешения - на небо, - воскрешение изображается не нисхождением во ад, а восхождением, завершающимся вознесением.

На своде изображен Бог без отцов, с Духом Святым, но без Сына; храм - не сынов человеческих, гуманитарный. Безалтарный снаружи, внутри алтарь заменен храмом в храме. Нигде так сильно не выражено гонение на иконы, как в этой замене нескольких рядов икон, поднимающихся до самого свода, архитектурною постройкою с небольшими едва заметными иконками.

То, что древняя Русь писала фигуративно, например, Символ Веры, т.е. назначала храм для всех, новая Русь пишет фонетически, лишь для грамотных.

Устроив храм внутри ради протестантствующих, даже магометанствующих, строители не стеснялись снаружи храма ставить статуи и горельефы, конечно, на приличной высоте. Что думали художники, рассаживая святых старцев наверху окон, по таким местам, на коих могут сидеть и куда могут забраться лишь шаловливые ребята?!..


Опубликовано: "Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова". Т. I, Верный, 1906.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную