Н.Ф. Федоров
К Пасхе в Кремле с Коронациею

На главную

Произведения Н.Ф. Фёдорова


Кроме чина "Акакии", указывающего на активное воскрешение, "Амнистия", выражающаяся в слове Златоуста, <произносимом в конце пасхальной утрени,> имеет отношение к манифесту как действительному прощению, более и более расширяющемуся, если Коронация будет соединена с литургиею Великой Субботы. <Говорим о милостивом манифесте, который есть необходимая принадлежность коронации.> При коронации на Пасху Манифест <этот> мог бы быть читан после слова Златоуста, т.е. после этого всепрощающего Манифеста или амнистии. При коронации на Пасху Успенский Собор станет освященным и земским собором; присутствие иностранных послов расширяет объем этого собора.

Премногознаменательный обряд "Акакии" означает и к земле возвращение, в село, к праху отцов, и будущее этого праха оживление.

Религия родилась вместе с человеком; философия явилась позднее. Если Фалес все производил из воды, то это потому, что была, надо полагать, религия, которая полагала, что все в воду обращается. Философия имеет начало и конец. Она рождается из религии и, как мысль лишь, должна переходить в дело. Философия начинается сомнением, продолжается сомнением и кончается сомнением. Только воспроизведя все из воды или из земли... философия доказала бы, что все <действительно> произошло из воды <или из земли и проч.> Что бы ни ставила философия в основу, из чего бы ни производила себя и вселенную — будет ли это вода, земля, воздух... эфир, нус, разум, воля, — не воспроизведя самого себя и всего, она не будет иметь доказательств, достоверности.

Сыны человеческие сохраняли и уносили бы всюду с собою не землю, или прах, или пепел, но и воду, и воздух, если эти состояния вещества можно было бы сохранять. Огонь, от погребальных костров возжженный, также сохранялся и поддерживался, как выражение жизни, которая, угаснув, может опять воспламениться. Огонь, который поддерживали весталки под страхом смерти, был, надо полагать, погребального происхождения.

Конечно, не городское, а крестьянское сказание заставляет Ноя взять в ковчег прах Адама. И ужас пред кремациею не доказывает ли до очевидности, что мысль о воскресении всегда присуща народу, никогда не покидает его. Ной поступил так же, как все паломники, уносящие частицы от горы двух Адамовне (крестоносцы). Мощи имеют чрезвычайно важное значение в деле собирания. Алексей Михайлович хотел иметь частицу от мощей Иоасафа-царевича.

* * *

Пасха в Кремле в связи с Коронациею, т.е. со священным делом самодержавия. Дело <же самодержавия> состоит в обращении посредством воинской повинности всех кладбищ в крепости, или Кремли, а чрез всеобще-обязательное образование в школы-музеи при кладбищенских храмах 3-х Воскресений; т.е. <дело самодержавия состоит> в обращении <всех кладбищ> в кремли с наружною росписью стен, поющими башнями, вернее, башнями отпевания, вне и с храмами-музеями внутри, объединяющими всех живущих в деле превращения слепой смертоносной силы в живоносную, <т.е. в деле, осуществления чаемого, в чем и заключается сущность православия. Осуществление чаемого есть также и дело> самодержца, как восприемника в деле всеобщего обязательного образования, и <как> душеприказчика (в праотца место помазанного) <в деле> всеобщей воинской повинности, в <деле> превращения ее в восстановляющую.

Всеобщее обязательное образование не может не находиться в самой тесной связи со всеобщей воинской повинностью. Последняя требует для приема на службу возможно полного исследования всех призываемых. Полнота же исследования может быть достигнута только тогда, когда будет производиться в течение многих лет, так что оно будет не только знанием, но и воспитанием, т.е. усилением или развитием физических, умственных и нравственных сил. Психократия также может быть результатом только исследования и воспитания.

Кремль заключает в себе и Дединец (Музей) и Детинец (Школы).


Опубликовано: I часть — Вопросы философии. 1993. № 1. С. 145-146;
II часть — Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 2. C. 202-203.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829-1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.



На главную

Произведения Н.Ф. Фёдорова

Монастыри и храмы Северо-запада