| ||
(Заметки) Человек, который так глубоко сознавал одиночество, не мог верить в еврейского одинокого Бога. Он ищет не смысла жизни... он ждет вестника избавления, который откроет жизни назначенье, цель упований и страстей. Скучно (потому что дела нет) и грустно от одиночества, следовательно, нужно дело, но дело не одиночное, а совокупное. Скука, грусть и тоска. Скука от бездействия, грусть от одиночества (от розни), тоска - чувство смертности. Не найдя сочувствия у существ чувствующих, он обращается к бесчувственной природе и путем одушевления, мифологизации он обращает природу в храм (показывая тем всю глубину своей религиозности), в котором наверху на небе "торжественно и чудно"; там и "звезда с звездою говорит" и даже "пустыня внемлет Богу", хотя он "от жизни не ждет ничего", но желает в этом храме сохранить дыхание жизни, желает вместо отпевания слышать песнь о любви*. ______________________ * "Тощий плод, до времени созрелый" есть плод городской жизни, в которой любви нас - не природа учит, а детские балы. _____________________ Возьмем "сынов человеческих" и поставим их между умирающими отцами и расцветающими "дщерями человеческими", а потом можно поставить "дщерей человеческих" также между умирающими отцами и расцветающими сынами. Откуда берет начало идеализм: от увлечения ли расцветающими и забвения умирающих или же от служения умирающим не увлекающихся минутным цветением, так как любить на время не стоит, хотя бы платонически. Что идеальнее: платоническая ли любовь или же любовь, которая, несмотря на смрад гниения, несмотря на разрушение, по-видимому, полное, употребляет все силы на то, чтобы день, в который отцы перестали говорить "я", не был вечным? Служить ли отцам и потому оставаться братьями или же служить женам и забыть о братстве? Фёдоров Николай Фёдорович (1829-1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма. | ||
|