Н.Ф. Федоров
О марксистах

Вернуться в библиотеку

На главную


Марксисты и неомарксисты столь же равнодушны, как и парнасские празднолюбцы, к делу Конференции мира.

В наши дни, дни квиетизма, только и мыслимо бездушное, механическое миропонимание, а в сфере экономической - мыслим только марксизм. Философское учение марксизма есть нравственный квиетизм, проповедь бездействия и безволия, и, кажется, справедливо мнение какого-то Грузенберга, что "почву марксизму подготовило учение Л. Толстого о "непротивлении злу"". Марксисты требуют не содействия себе; они не желают лишь противодействия обезземелению и разрушению кустарной сельской промышленности. Европеизация совершится и у нас сама собою. Впрочем, может оказаться, что Грузенберг очень ошибается... В дни квиетизма, т.е. недумания и неделания, и должно было явиться учение о всеобщем деле, о деле обращения всего механизма природы в управляемый разумом и чувством. Как могло такое учение, как нравственный квиетизм, как могла проповедь бездействия и безволия не вызвать реакции? Учение о всеобщем деле и явилось, хотя и было задержано цензурою.

С 1886 года - расцвет декадентства в Париже, тотчас же перекинувшегося к нам. В настоящее время русский "неомарксизм" воспринял в себя приуготовлявшее ему почву в обществе "декадентство". Вторая январская книжка "Жизни" содержит в себе имморально-сверхморальные рассуждения Ницше и Метерлинка. Вместо одного декадентского журнала, назвавшего себя почему-то "Вестником севера", появилось два новых журнала, из коих один называет себя жизнью, тогда как нужно разуметь смерть, а другой - началом, вместо чего нужно читать конец. Если Конференция мира желает заменить милитаризм индустриализмом в смысле крупной промышленности, привлечь к этой промышленности всех отвлекавшихся от нее милитаризмом, что не может не повлиять на заработную плату, то с Конференциею будут и неомарксисты; был бы с нею и Толстой, если бы не был лицемером; автор непротивления злу, недумания и неделания - неопознанный главарь декадентства.


Опубликовано: "Философии общего дела" II том (Москва, 1913). Ред. Н.П. Петерсон.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную