Н.Ф. Федоров
Три дара указывают на Христа как на Воскресителя

Вернуться в библиотеку

На главную


Сказание о трех мудрецах, приносящих дары новорожденному, вернее, о трех дарах, представляется, по-видимому, незаконченным. В сказаниях подобного рода выбором из даров предуказывается будущность, определяется характер деятельности новорожденного. Судя же по будущему, по служению И<исуса>* Христа, золото, принесенное Ему как царю, не могло быть Им выбрано, потому что Он не принял Царской власти; не мог пасть Его выбор и на ладан (ливан), потому что Он не был ни священником, ни левитом; и одно только миро, но не как средство бальзамирования (ибо Он нетлению явился чужд), а как средство пробуждения жизни, Ему прилично как Воскресителю.

______________________

* В угловых скобках вставки редакторов третьего тома произведений Н.Ф. Федорова - В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Издание готовилось к публикации 1913-1916 гг., но так и не было опубликовано.

______________________

Или же этому сказанию можно дать другое объяснение, и тогда оно получит законченноеть. Дары, положенные к ногам будущего Спасителя, могут означать, что мир отказывается от золота, ладан заменяется "добрым делом" (фрашо-керете, Воскрешение) и что миро станет ненужным в смысле бальзамирования после победы над смертию. Дары, положенные у ног Того, Который пришел уничтожить силу первого (золота), заменить второе (ладан) и сделать ненужным третье <(миро)>, или же выбор последнего в вышеуказанном смысле <(т.е. как средства пробуждения к жизни)> - в том и другом случае, т.е. оба толкования, пополняют урок, заключающийся в указании на дитя, на сына, как на нравственный образец, ибо отречение от золота как вносящего вражду, разрушающего родство, есть указание на отрицательное средство восстановления родства, в замене <же> фимиама делом, характер коего указывается смирною, в смысле оживления, заключается <указание на> положительное средство восстановления родства. Отречение волхвов от волхования как мнимого, недействительного средства.

Поклонение Царей-Мудрецов младенцу Иисусу есть Торжество "детственности", верное предречение будущего преклонения пред силою Власти и Знания.

Никодим - тайный ученик Господа, <понял, наконец,> как можно возродиться, сделаться, быть как Дитя, конечно, понял детскую прямоту, когда, видя своего Учителя осужденным на позорную казнь, объявил себя открыто, стал из тайного явным учеником Распятого".


Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную