Н.Ф. Федоров
В храме Софии, стоящем без пения

Вернуться в библиотеку

На главную


В храме Софии, стоящем без пения, в этом немом храме нынешние путешественники видят или слышат Симфонию, и даже не симфонию, а Ораторию, как говорит П.П. Гнедич", в которой сказалась вся мощь, вся сила Зодчества. Что же должны были почувствовать послы — искатели красоты - Владимира, созерцая храм с мозаичною как бы иконописью неземною, одушевленный службою, выработанною в течение уже пяти веков, т.е. в Софии Божьей премудрости, видя и слыша соединение всех искусств, чувствуя и понимая догматическую мудрость не в сухих отвлеченных словах, а выраженную всеми художественными способами, средствами. Это - эстетическое богословие.

Свод, над коим оказались бессильны полуторатысячелетние землетрясения, - "он влечет к своей беспредельной высоте и в то же время чувствуется, что этот свод близок, что он тут, над вами. Это не стремление в бесконечную высь, в потустороннее небо готической башни, - нет, здесь небо кажется в самом храме и сам храм... преддверие уже небесного чертога". В сумраке готических храмов - слишком много мрака и таинственности... все напоминает о Dies irae, т.е. о воскресении гнева, и мрачно зловещие мотивы De profundism настраивают на ожидание наказания и самих мук или созерцания мучимых. "Православие требует прежде всего света (знания), ясности, определенности, требует любви, а не страха", - т.е. здесь любовь и знание спасают от наказания. "В православном храме не может быть темного угла, где бы ходили зловещие тени... с каким дивным искусством рассеян свет равномерно по всему храму и скрыты повсюду источники света - окна".

В вертикальном положении даны уже два вида Архитектуры: Готическая - выражение лишь "стремления" ввысь, и Византийская - осуществление самой выси, небесного свода.

Итак, в храме Софии, во впечатлении, производимом им, видим соединение всех искусств в Архитектуре, что требует и соединения всех наук в Астрономии и требует отрицания воскресения гнева и признания посюстороннего Царства Божия, осуществления Царства Божия в посюстороннем бытии.


Опубликовано: "Начала", 1993, N 3, с. 20-21.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную