Н.Ф. Федоров
Забастовки и Конференция мира

Вернуться в библиотеку

На главную


1. В защиту дела и знания против автора не-делания и не-думания.
2. Что такое добро, истина и красота в статье Л. Н. Толстого об искусстве?

(Приложение к статье
"В защиту дела и знания".)

Сочинение (Толстого) об искусстве есть завершение учения о не-думании и не-делании, а забастовки (шабаши, суббота - практическое приложение учения о не-делании. Употребление насилия над противниками забастовок извиняется, а сопротивление забастовщикам вменяется в преступление.

Только Конференция мира может привести к зрелости. Только она может осуществить задуманный Румянцевским музеем обмен книжный, франко-русский, не состоявшийся по причине крайней нравственной неразвитости французских писателей. Только Конференция мира может ввести обязательный обмен между всеми государствами как книгами, так и другими предметами, входящими в Музей. Конечно, Конференция, состоящая из представителей всех отечеств, созванная "Стоящим в праотца место", не только не может отрицать необходимости, а даже должна устроить центральный всемирный музей как памятник себе, должна и обязать к устройству музеев всюду, где есть умирающие, и школ всюду, где есть рождающиеся.

Конференция против травматических эпидемий и Всемирная Выставка представляют извне крепость, вооруженную всем, что будет употреблено в будущей войне, а внутри - фабрику и торговый магазин, выбрасывающие прочь церковь и помещающие на заднем дворе университет и музей; иначе сказать: выставка внутри указывает на причину травматических эпидемий. Такая выставка была бы выражением самой истины, тогда как выставка 1900 года будет только обманом, соблазном.

Бесцельность объединения, или соединение на не-думание и не-делание, обусловливается признанием беспричинности вражды. Если нет ни внешней, ни внутренней к ней причины, то нет и нужды в предварительном соединении для устранения внешних причин вражды ради устроения внутреннего единения и в видах объединения полного. Нынешняя Конференция мира есть полное выражение учения о беспричинности войн и бесцельности умиротворения; она хочет мира, а не союза для исследования причин враждебных отношений, не союза ради согласного действия в видах устранения причин вражды. Конференция есть полное выражение учения о беспричинности вражды, тогда как забастовки в учебных заведениях являются полным выражением учения о не-думании (отрицанием знания, науки) и не-делании. Конференция, вследствие непризнания причин вражды, останется бесплодною, а забастовки, как выражение не-делания и не-противления, приведут к внутренней смуте.


Впервые опубликовано: Н.Ф. Федоров "Философия общего дела", II том, Москва, 1913.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную