Т.И. Филиппов
Признательное приветствие единоверцев Вселенскому патриарху Иоакиму III

Вернуться в библиотеку

На главную


Ваше Всесвятейшество!

Крайний в Православии пастырь!

Архиепископ Нового Рима и Вселенский Патриарх!

Мы, чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, пребывающие в сыновнем подчинении священноначалию церкви русской и в духовном общении веры и любви с прочими повсюду сущими православными церквами греко-восточного закона, но содержащие некоторые от древнего благочестивого предания дошедшие до нас особенности местного русского обряда, приемлем дерзновение - через настоящее послание наше - предстать пред Вашим Всесвятейшеством с изъявлениями нашей благоговейной преданности и признательности.

Виною нашему благодарению и самому посланию послужила радостная весть, что Ваше Всесвятейшество разрешили и благословили невозбранно содержать чтимые и хранимые нами обряды братиям нашим, русским обитателям Майноса, предки коих ради свободы сих обрядов, связанной соборным постановлением 1667 года, оставили некогда свою родину и, презирая иго неверных, поселились в пределах священной области Кизика, вверенной Божиим Промыслом Вашему верховному управлению. Дабы ни в малом чем не коснуться чувства ревнителей древнерусского обряда, современному Востоку неизвестного, Ваше Всесвятейшество благословили дать свое братолюбивое и законом церковным требуемое согласие, чтобы пришедшим в общение церкви майносцам священный притч был поставлен рукою русского иерарха.

Этот частный случай, знаменательный сам по себе, имеет и общее весьма важное значение. Он громко возвещает, вслух всему православному исполнению, что просветивший нас Восток совершенно чужд того несправедливого предубеждения и той обрядовой исключительности, которые два века тому назад привели русскую церковь к пагубному разделению, и что в тот недалекий, по упованию нашему, день, когда Богом просвещенные пастыри русской церкви обратятся к содействию восточных церквей для окончательного решения наложенных на свободу нашего обряда уз, они не откажут в своей духовной помощи и тем послужат миру и соединению ныне разлученных чад единой матери, земли русской.

Тот нареченный и великий день, призываемый помыслами ревнителей мира и вселенского общения, да приидет и не закоснеет! И да принесет он с собою успокоение и все блага христианской свободы не одной русской, но и всей православной церкви, отовсюду всеобразно гонимой возмогающим князем мира и преданной всем в попрание доселе, во испытание терпения и веры святых и во исполнение слов: скверный да сквернится еще и святый да святится еще!

Слагая к стопам Вашим наши сыновние искренние и радостные приветствия и вверяя себя заступлению Ваших праведных богоприятных молитв, имеем счастие именоваться и быть Вашего Всесвятейшества, великого и Богом преосвященного святителя, нашего милостивейшего владыки и по духу отца покорнейшие слуги и благоговейные почитатели:

(следуют подписи).


Впервые опубликовано в книге Т.И. Филиппова "Современные церковные вопросы".

Тертий Иванович Филиппов (1825 - 1899) - российский государственный деятель, сенатор (с 1 января 1883 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1889 года), Государственный контролёр России (с 26 июля 1889 до 30 ноября 1899 года). Кроме того - публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора.


Вернуться в библиотеку

На главную