Т.И. Филиппов
Речь, произнесенная Государственным Контролером в общем Собрании Государственного Совета 29 декабря 1890 года

На главную

Произведения Т.И. Филиппова



ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО!

Из всеподданнейшего доклада Министра Финансов и только что произнесенной им речи, из отчетов Государственного Контроля и Министерства Финансов, представленных на рассмотрение Гг. Членов Государственного Совета, они могли вынести твердое убеждение в замечательном отрадном улучшении финансового положения нашего Государства за последнее время. Это улучшение согласно признается и живо чувствуется не только у нас, но и за пределами России как нашими друзьями, так и недоброжелателями, в печати, в деловых кругах и правительственных сферах Европы. Чтобы яснее представить себе истинную цену и точнее определить меру сего улучшения, я позволю себе сравнить нынешнее положение наших государственных финансов с тем, в каком они находились за первые семь лет настоящего, через два дня истекающего, десятилетия.

С 1881 г. по 1888 г. наша Государственная Роспись по обыкновенным доходам и расходам исполнялась постоянно с недочетами, которые в иные годы достигали 50 и даже 75 млн. руб., а в общем итоге за семь лет составили 203 млн. руб., в среднем же выводе по 29 млн. руб. в год. В 1888 г. та же Роспись исполнена с превышением доходов над расходами в 60 1/2 млн. руб., и в 1889 г. в 86 1/2 млн. руб., в итоге превышение достигло 147 млн. руб., которыми покрыты были недочеты в чрезвычайных бюджетах этих двух лет около 65 млн. руб., и затем образовалось около 82 млн. руб. вполне свободной наличности государственного казначейства.

Чем же объясняется такой внезапный и спасительный оборот наших дел? Главную причину его усматривают большею частью в тех обильных урожаях, которыми Бог благословил наши поля в 1887 и 1888 гг. И никто, конечно, не станет отрицать, что без этой явной и благодетельной помощи свыше такой успех, какого мы достигли в области наших государственных финансов, был бы невозможен. Он был бы невозможен и без той политики, которую ведет и направляет наш Всемилостивейший государь во внутреннем управлении родною землею и во внешних сношениях с иными странами и народами. Этой величаво спокойной политике Министр Финансов воздал почтительную и искреннюю хвалу, к которой с благоговением приобщаюсь и я и которую свободно и радостно могут повторить всякие чистые, не знающие лести, уста. Затем справедливость, которая по общеизвестному изречению древнего юриста воздает каждому свое (suum cuique), требует, чтобы ссылками на урожаи не заслонялись искусственно другие причины этого успеха и чтобы отдана была должная дань признательности нынешнему Финансовому управлению, которое умело вполне воспользоваться благодеяниями мира и двухлетнего урожая и со своей стороны провело целый ряд важных государственных мер, в свою очередь содействовавших в высокой степени улучшению государственных финансов и упорядочению нашего бюджета вообще.

В области государственных доходов меры эти выразились: в увеличении размера акциза с вина и табака, в установлении акциза с осветительных масел и спичек, сбора с торговых свидетельств, выбираемых акционерными обществами; в повышении гербовых пошлин; в установлении более строгого учета по доходам частных железных дорог и, в особенности, в упорядочении железнодорожных тарифов.

По отношению к расходам задача Финансового управления была еще труднее. Стремиться к их прямому сокращению было бы напрасно. Такие попытки предпринимались неоднократно; на моей памяти, т.е. за то время, как я имею высокую честь и счастье служить в Государственном Контроле, их было две: первая в конце 60-х годов, когда по совместному докладу Статс-Секретарей Татаринова и Рейтерна высочайше повелено было разработать ряд намеченных ими и к этой цели направленных вопросов; вторая выразилась в учреждении в 80-х годах — при Государственном Совете — высшей комиссии для подобной же цели.

И несмотря на то, что оба раза дело было поручено людям высоко-даровитым и многоопытным, которые употребили на решение данной им задачи много труда и времени, усилия их кончались ничем. Оказалось, что сократить расходы правительственных ведомств так же невозможно, как возвратить течение реки к ее источнику.

К повторению таких попыток, в ясном сознании их бесплодия, нынешнее Финансовое управление и не прибегало. Но в составе Государственной Росписи оно открыло одну отрасль государственных расходов, — именно в смете системы государственного кредита, в котором оно успело — через ряд предпринятых им в 1889 и 1890 гг. превращений некоторых государственных займов, — уменьшить ежегодные платежи на 7700000 руб. зол. или на 12 1/4 млн. руб. кред. К этим 12 1/4 млн. руб. следует присоединить сумму в 8 3/4 млн. руб., на которую сократились расходы системы кредита вследствие пересрочки банковых билетов первого выпуска, предпринятой в 1887 г. и исполненной в 1888 г.

Таким образом, ежегодное сокращение расходов по смете системы кредита определяется в 21 млн. руб.

Затем задача Финансового управления сводилась к тому, чтобы действительное исполнение расходов не превышало бюджетных назначений. И эта задача решена им блистательно. За те же семь лет, о которых я уже говорил, общий итог сверхсметных кредитов простирался до 176 млн. руб., или по 25 млн. руб. в год. В 1888 и 1889 гг. сверхсметных кредитов вовсе не было, и кроме того, осталось неизрасходованных и закрытых кредитов: в 1888 г. 13 1/2 млн. руб. и в 1889 г. 11 1/2 млн. руб.

Совершенное упразднение сверхсметных кредитов оказалось возможным при предусмотрительном исчислении в сметах правительственных ведомств всех неизбежных расходов в соответственном с потребностями размере и потребовало удвоения суммы (с 3 млн. руб. на 6 млн. руб.), которая заносится в Роспись на усиление в течение года сметных кредитов и на покрытие расходов, недоступных предвидению.

По отношению к порядку составления росписей на 1888 и 1889 гг., исполненных с общим превышением в доходах: на 34 млн. руб. в 1888 г. и на 48 млн. руб. в 1889 г., необходимо указать на только что упомянутое мною включение в росписи всех предусматриваемых в предстоящем году расходов (с целью устранения сверхсметных назначений) и на крайне осторожное исчисление доходов.

С соблюдением этих условий была составлена и Государственная Роспись на 1890 год.

Несмотря на то, что во время сведения ее в отчете Государственного Контроля было показано поступление обыкновенных доходов за 1888 г. в 898 1/2 млн. руб., и что Финансовому управлению было известно об успешном поступлении доходов за первые 10 месяцев 1889 г., обыкновенные доходы на 1890 г. ввиду слабого урожая были исчислены в весьма умеренной цифре — 891 1/2 млн. руб. На обыкновенные же расходы исчислено было 890 млн. руб. Таким образом, Роспись по обыкновенным доходам и расходам была сведена с избытком в доходах приблизительно в 1 1/2 млн. руб..(1440769 руб.).

На чрезвычайные расходы назначено было по росписи около 58 млн. руб., на покрытие коих имелись в виду 16 млн. руб. чрезвычайных поступлений и 1 1/2, млн. руб. предвиденного избытка в обыкновенных доходах; остальные же 40 1/2 млн. руб. предполагалось покрыть свободною наличностью Государственного Казначейства.

По современным сведениям о поступлении доходов за первые 11 месяцев нынешнего года общая сумма обыкновенных доходов, поступивших в этот период времени, составляет 813 1/2 млн. руб., т.е. более против соответствующего периода времени 1888 г. на 35 млн. руб. и 1889 г. на 12 млн. руб. Имея в виду, что в остальной месяц настоящего года поступление доходов ни в каком случае не будет ниже прошлогоднего декабрьского поступления, общую сумму доходов в счет росписи 1890 г. можно предвидеть по крайней мере в цифре 939 млн. руб. (927 млн.+12 млн.), т.е. более против предположения Росписи на 47 1/2 млн. руб.

А так как при исполнении Росписи расходов 1890 г. вовсе не было, как и в прошлые два года, сверхсметных назначений и даже от шестимиллионного Фонда к 1 ноября израсходовано было немного более 3 млн. руб., то можно с твердою уверенностью ожидать ко времени заключения Росписи 1890 г. по обыкновенным расходам некоторого сбережения, судя по прежним примерам, никак не менее 5 млн. руб., причем общая сумма обыкновенных расходов в счет Росписи 1890 г. определится в 885 млн. руб.

Приведенные исчисления позволяют предвидеть заключение Росписи 1890 г. по обыкновенным доходам и расходам с избытком в доходах на 54 млн. руб.

Чрезвычайных ресурсов поступало в первые 10 месяцев 1890 г. — 22 млн., более предвиденных Росписью (16 млн.) на 6 млн. руб. А так как сумма на предвиденные Росписью чрезвычайные расходы осталась без изменения (58 млн.), то исчисленный по Росписи недостаток в ресурсах для покрытия сих расходов 42 млн. понизится до 36 млн. руб. Недостаток в сих ресурсах предполагалось по Росписи покрыть частью ожидавшимся превышением обыкновенных доходов над расходами (на 1 1/2 млн. руб.), частью из свободной наличности Государственного Казначейства (на 40 1/2 млн. руб.), но к этой последней мере прибегать, конечно, не придется.

Превышение в обыкновенных доходах над расходами, составляющее около 54 млн. руб., настолько значительно, что может не только вполне покрыть недочет по чрезвычайному бюджету, но послужить к дальнейшему увеличению свободной кассовой наличности Государственного Казначейства на сумму около 18 млн. руб. (54 — 36 млн.).

Если же к сему прибавить остаток от заключенных Росписей прошлых лет (от закрытия именных списков кредиторов казны 1887 г.), который по самому скромному расчету будет не менее 5 млн. руб., то общий итог свободной кассовой наличности, который к 1 января 1891 г. определился в 218 1/2 млн. руб., к 1 января 1892 г. дойдет до 241 1/2 млн. руб.

Здесь следует, впрочем, оговориться, что часть этой наличности уже издержана Министром Финансов на расходы (55 млн. руб.), о коих он говорит на стр. 24 своего всеподданейшего доклада и которые я исключил из своего расчета с полным основанием, так как они выходят из пределов Росписи, представляя собою в сумме 50 млн руб. употребление свободной кассовой наличности на досрочное погашение государственного долга.

Столь успешные, предвидимые уже ныне, результаты исполнения Росписи 1890 г. подтверждают еще раз устойчивость нашего финансового положенья и полную успешность тех мер, которые были предприняты для упорядочения нашего бюджета. Результаты эти в связи с благоприятными сведениями о нынешнем урожае служат залогом верности и тех предположений, которые внесены в Роспись 1891 г. при соблюдении той же осторожности и предусмотрительности, которыми сопровождалось составление Росписей за последние три года.

На этот раз не только соблюдена та же осторожность, но, можно сказать, в значительной, почти чрезвычайной мере была усилена. Об этом можно догадываться из некоторых выражений всеподданейшего доклада Министра Финансов. Государственный же Контроль вынес такое убеждение, как свидетель и ближайший участник в рассмотрении финансовых смет. По многими отраслям государственных доходов он предлагал цифры, значительно выше тех, которые были окончательно приняты Департаментом Государственной Экономии, основываясь на соображениях и данных, достойных внимания.

И хотя он уступил соображениям, клонившимся к более осторожному исчислению, но про себя питает надежду, не скрывая ее и от Государственного Совета, что без особенных, человеческому предвидению недоступных бедствий поступления 1891 г. если может быть и не достигнут цифры поступлений, ожидаемых в истекающем 1890 г., то не будут ниже поступлений 1889 г.

Выражением этой надежды я заключаю свои соображения, которые счел долгом представить на уважение Государственного Совета, по Государственной Росписи на 1891 год.


Опубликовано: Филиппов Т. И. Речь Государственного Контролера в общем собрании Государственного Совета 29 декабря 1890 года. СПб., 1891. С. 1—13.

Тертий Иванович Филиппов (1825—1899) — российский государственный деятель, сенатор (с 1 января 1883 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1889 года), Государственный контролёр России (с 26 июля 1889 до 30 ноября 1899 года). Кроме того — публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора.


На главную

Произведения Т.И. Филиппова

Монастыри и храмы Северо-запада