Д.В. Философов
Венеты и Прасины

Вернуться в библиотеку

На главную


В Византии ипподром играл большую роль. Там происходили не только ристания, но и борьба партий. Особенное значение имели две партии: Венеты (синие) и Прасины (зеленые).

С тех пор много воды утекло. Византийские партии ипподрома - нам кажутся теперь не более, как историческим курьезом, хотя "конские ристалища" продолжают существовать, а современные "Златоусты" продолжают на них гневаться...

Но из этого не следует, что исчез "символический" ипподром. До сих пор пресловутый крик толпы: "panem et circenses" (хлеба и зрелищ) слышится на наших стогнах. За последнее время даже особенно громко. Крик о "хлебе" слишком серьезен, чтобы о нем говорить шутя, в "маленьком фельетоне". Но тема "зрелища" не требует чрезмерной серьезности. К ней можно отнестись с известным легкомыслием. Интересна же она потому, что возродила у нас старые византийские партии, венетов и прасинов. В то время как жизнь настоящих партий замерла, и они работают где-то в тиши, партии русского "ипподрома" зашумели во всю. Как вместо сливочного масла иногда продают суррогат его - маргарин, так вместо натуральных партий шумят теперь их суррогаты: маргариновые венеты и прасины. Борьба этих партий достигает порою большого ожесточения. Уже несколько месяцев наша первопрестольная переживает тяжелые времена. В ней возникла около "ипподрома" серьезная партийная борьба. Яблоком раздора послужила новая пьеса Леонида Андреева - "Тот".

Как известно, после первого представления новой пьесы газеты делают о ней отчеты. Обыкновенно отчеты эти не имеют никакого значения. Публика их совершенно игнорирует. Пресса может единогласно выругать новую драму - публика валит в театр валом. И обратно. Пример - Художественный театр. Пушкинский спектакль встретил общее сочувствие прессы, но он не имел такого успеха, как "Осенние скрипки", к которым пресса отнеслась довольно сурово. Очевидно, Сургучев ближе сердцу русских театралов, нежели Пушкин, которым занят только П.Е. Щеголев, да Н.О. Лернер. Если бы во время последнего пребывания Художественного театра в Петрограде наш знаменитый импресарио, г. Долидзе, устроил диспут об "Осенних скрипках", он начал бы новую эру в истории русской партийной жизни. Но почему-то г. Долидзе до этого не додумался. В Москве, где, по словам А.Н. Хвостова, атмосфера более напряженная, до этого додумались. Там устроили два диспута о знаменитой отныне пьесе "Тот". Выросли эти диспуты как-то сами собой. Благодаря горячему темпераменту двух газетных рецензентов. Один из них, основатель партии венетов, очень резко выругал в своей газете пьесу Андреева. Сказал, что она напоминает сказку о "Платье короля"


Впервые опубликовано: "Речь". 1915. 15 декабря. № 345. С. 3.

Дмитрий Владимирович Философов (1872 - 1940) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель.


Вернуться в библиотеку

На главную