| ||
|
Миша был мальчик-непоседа, ему всегда хотелось что-нибудь делать, и, если его не отпускали гулять, он целый день вертелся, как волчок, под ногами взрослых. Каждому мальчику и девочке хорошо известно, что взрослые — народ, всегда занятый какими-то скучными делами, поэтому они ужасно часто говорят маленьким: «Не мешайте!» Мише особенно часто приходилось слышать это слово и от мамы, которая вечно была занята делами, и от папы, который целые дни сидел у себя в кабинете, сочиняя разные книжки, очень большие и, должно быть, скучные, — Мише не давали читать эти книжки. Мама была очень хорошая, точно куколка, и папа тоже, но он был похож не на куклу, а на индейца. Вот однажды перед весной, когда погода испортилась, каждый день шёл дождь и снег, гулять было нельзя и Миша особенно усердно мешал папе с мамой заниматься делами, папа спросил его: — Слушай, Миша, тебе очень скучно? — Как арифметика! — сказал Миша. — Ну, возьми вот эту тетрадку и записывай в неё всё интересное, что с тобой случится, понимаешь? Это называется: «дневник». Ты будешь вести дневник! Миша взял тетрадку и спросил: — А что случится интересное? — Я же не знаю! — сказал папа, закуривая папироску. — А почему не знаешь? — Потому что когда я был маленький, то плохо учился и ко всем приставал с глупыми вопросами, а сам ни о чём не думал, — понял? Ну, иди! Миша понял, что папа намекает на него и не желает говорить с ним; он хотел обидеться, Миша, да уж очень хорошие глаза были у папы. Он только спросил: — А кто будет делать интересное? — Ты сам, — ответил папа. — Уходи, пожалуйста, не мешай! Миша ушёл в свою комнату, разложил тетрадку на столе и, подумав, написал на первой странице: «Ето дневник. Папа дал мне хоршую тетрадку. Если я буду писать в нее что хочу, так будет интересное». Написал, посидел немножко, осмотрел комнату, — всё в ней такое знакомое. Он встал и отправился к папе. Папа встретил его нелюбезно. — Ты, брат, опять явился? — Смотри, — сказал Миша, подавая тетрадку, — вот я уж написал. Так надо? — Так, так, — торопливо сказал папа. — Только «это» пишется через «э», и не «хоршую», а «хорошую», — иди! — А что надо ещё писать? — спросил Миша, подумав. — Всё, что хочешь! Выдумай что-нибудь и пиши... стихи пиши! — Которые стихи? — Не которые, а сам сочини! Отстань, приставала! Папа взял его за руку, вывел за дверь и плотно закрыл её. Это уж было невежливо, и теперь Миша обиделся. Придя к себе, он снова сел за стол, развернул тетрадь и стал думать: «И чего бы ещё написать?» Было скучно. Мама считает бельё в столовой; в кухню, где всегда интересно, не велят ходить, а на улице — дождь и туман. Было утро, четверть десятого, Миша посмотрел на часы и вдруг тихонько усмехнулся, а потом написал: На стене висят часы,
Он очень обрадовался, что у него вышли стихи; вскочил и побежал в столовую, крича: — Мам, мам, я стихи сочинил, смотри-ка! — Девять, — сказала мама, перекладывая салфетки. — Не мешай. Десять, одиннадцать... Миша обнял её одной рукой за шею, а другой поднёс тетрадку прямо к носу ей. — Да мама же! Ты посмотри... — Двенадцать, — о, Господи! Ты меня свалишь на пол... Она всё-таки взяла тетрадку, прочитала стихи и огорчила Мишу, сказав: — Ну, это, наверное, папа тебе подсказал, а во-вторых, «на стене» пишется через «ять» в обоих случаях. — И в стихах через «ять»? — печально спросил Миша. — Да, да, в стихах, — не мешай мне, пожалуйста; иди, занимайся! — Чем? — Ах! Ну, пиши стихи дальше... — А как надобно дальше? — Придумай сам. Ну, висят часы, они тикают звучно... и ещё что-нибудь, вот и будут стихи. — Хорошо, — сказал Миша и покорно ушёл к себе. Там он написал о часах мамины слова: Часы тикают звучно, но дальше ничего не мог придумать, а уж как старался, даже подбородок себе выпачкал чернилами, не только пальцы. И вдруг, — как будто кто-то подсказал ему, — он придумал четвёртую строку: А мне всё-таки скучно! Это правда: Мише было очень скучно, но когда он написал четвёртую строку, то ему от радости даже жарко стало. Он вскочил и стремглав помчался к папе, но папа — хитрый человек! — запер дверь кабинета. Миша постучал. — Кто там? — спросил папа из-за двери. — Открой скорее, — горячо сказал Миша, — это я. Я стихи написал, очень ловко. — Поздравляю, продолжай, — пробормотал папа. — Так я хочу прочитать тебе! — После прочитаешь... — Я сейчас хочу! — Мишка, отстань! Миша наклонился к скважине дверного замка и прочитал стихи, но вышло так, как будто он в колодец кричал, — папа не ответил ему. Это окончательно обидело Мишу, он снова тихонько ушёл в свою комнату, минуту постоял у окна, прижав лоб к холодному стеклу, а потом сел за стол и начал писать то, что думал. «Папа обманул меня, что если писать дневник, так будет интересно, — ничего не будет. Это он, чтобы я ему не мешал. Уж я знаю. Когда мама сердится, он называет маму злая курица, а сам тоже. Вчера я играл в кегли его серебряным портсигаром, так он рассердился получше мамы. А сам говорит. Они оба такие. Когда Нина Петровна, которая поёт, разбила чашку, так они сказали: это ничего и пустяки, а когда я чего-нибудь разбиваю, так они говорят сто слов». Вспомнив, как несправедливо обращаются с ним папа и мама, Миша едва не заплакал, так жалко ему стало и себя и папу с мамой; оба они такие хорошие, а с ним не умеют хорошо вести себя. Он встал и снова подошёл к окну: на карнизе сидел, ощипываясь, мокрый воробей. Миша долго смотрел, как он прихорашивается, разглаживая жёлтым носом русые свои перья, около носа они заершились у него, точно усы у папы. Потом Миша подумал стихами: Ножки у птички
Дальше стихами не думалось, но и этого было достаточно. Миша почувствовал гордость собою, подбежал к столу, записал стихи и приписал ещё: «Стихи писать очень просто, нужно только посмотреть на что-нибудь, вот и всё, а они уж сами сложатся. Пускай папа не форсит, я тоже захочу, так буду писать книжки, да ещё стихами. Научусь ставить знаки препинания и «ять» где надо, вот и буду. Рама, мама, упряма, дама. Из этого тоже можно сделать стихи, а я не хочу. Я не буду писать стихи и дневник тоже. Если вам не интересно, так и мне тоже, и не надо заставлять меня писать. И, пожалуйста, не приставайте ко мне». Мише стало так грустно, что он чуть-чуть не заплакал, но в это время пришла учительница Ксения Ивановна, маленькая, румяная, с жемчужными капельками тумана на бровях. — Здравствуй, — сказала она. — Отчего ты такой надутый? Миша важно нахмурил брови: — Не мешайте мне! — проговорил он папиным голосом и написал в тетрадке: «Папа называет учительницу курносенькой девчушкой и что ей ещё надо в куклы играть». — Что с тобой? — удивилась учительница, растирая кукольными лапками свои розовые щёки. — Что ты пишешь? — Нельзя сказать, — ответил Миша. — Это папа велел написать дневник и всё интересное, о чём я думаю. Обо всём. — Что же ты придумал интересного? — спросила учительница, заглянув в тетрадку. — Ещё ничего нет, только стихи, — сказал Миша. — Ошибок-то, ошибок! — воскликнула учительница. — Стихи, да. Ну, это, конечно, папа сочинил, а не ты... Миша снова обиделся: что такое? Никто не верит ему! И сказал учительнице: — Если так, тогда я не буду заниматься! — Это почему?с — Потому, что не буду! Тут учительница прочитала то, что Миша написал о ней, покраснела, взглянула в зеркало и тоже обиделась: — Ах ты, и про меня написал, вот как! Это правда, что папа говорит? — Вы думаете, он вас боится? — спросил Миша. Учительница подумала, ещё раз взглянула в зеркало и сказала: — Так не хочешь заниматься? — Нет. — Хорошо. Пойду спрошу, как посмотрит на это мама. Она ушла. Миша посмотрел вслед ей и стал писать: «Я накапризничал Ксении Ивановне, как мама папе, пусть она не пристаёт и не мешает. Если меня никто не любит, то всё равно. Потом я извинюсь перед учительницей и тоже запишу в тетрадку. И буду писать целый день, как папа, и никто меня не увидит. И обедать не буду никогда, даже когда на сладкое печёные яблоки. Не буду ночью спать, всё пишу-пишу, и пусть мама утром говорит мне, как папе, что я изведусь и у меня будут нервы. И плачет. А мне всё равно. Если меня никто не любит, так уж всё равно». Он едва успел дописать, как в комнату вошла мама с Ксенией Ивановной; мама молча взяла у него тетрадку, и её милые глаза, улыбаясь, стали читать Мишины мысли. — Господи, — тихонько воскликнула она. — Ах, какой... Нет, это нужно показать отцу! Она ушла с тетрадкой в руках. «Накажут!» — подумал Миша и спросил учительницу: — Наябедничали? — Но если ты не слушаешься... — Я не лошадь, чтобы слушаться... — Миша! — вскричала учительница, но Миша сердито продолжал: — Я не могу учиться и думать обо всём и всё записывать... Он мог бы сказать ещё многое, но вошла горничная и сказала, что его зовёт папа. — Слушай-ка, брат! — заговорил папа, придерживая ладонью усы, чтобы они не шевелились, а в другой руке зажав Мишину тетрадку, — поди-ка сюда! Папины серые глаза светились весело, а мама лежала на диване, уткнув голову в кучу маленьких подушек, и плечи её дрожали, как будто она смеялась. «Не накажут», — догадался Миша. Папа поставил его перед собой, сжал коленями и, приподняв пальцем Мишин подбородок, спросил: — Ты капризничаешь, да? — Да, капризничаю, — сознался Миша. — А зачем это? — Так. — Ну, всё-таки зачем? — Да я не знаю, — сказал Миша, подумав. — Ты не обращаешь на меня внимания, мама тоже не обращает, и учительница тоже... нет, она не тоже, — она пристаёт! — Ты обиделся? — тихонько спросил папа. — Ну да, обиделся, конечно... — А ты не обижайся! — дружески посоветовал папа. — Это не я тебя обижаю и не мама, — видишь, она хохочет тихонько, валяясь на диване? И мне тоже смешно, да я уж потом похохочу... — А почему смешно? — спросил Миша. — Я тебе скажу почему, только после. — Нет, почему? — настаивал Миша. — Да, видишь ли, ты у нас очень смешной! — Ну-у, — недоверчиво сказал Миша. Папа посадил его на колени себе и сказал, пощекотав за ухом: — Давай говорить серьёзно, ладно? — Ладно, — согласился Миша и нахмурил брови. — Никто тебя не обижал, это плохая погода обижает тебя, понял? Была бы хорошая погода, солнце, весна, ты бы гулял, и всё было бы хорошо! А в дневнике ты чепуху написал... — Сам велел, — сказал Миша, пожимая плечами. — Ну, брат, чепуху писать я тебя не просил! — Может, не просил, — согласился Миша. — Я уж не помню. А у меня чепуха вышла? — Вышла, брат! — сказал папа, качая головой. — А у тебя, когда ты пишешь, тоже чепуха выходит? — спросил Миша. Мама вскочила с дивана и убежала, точно у неё кофе перекипел, она даже зафыркала, как фыркает кипящий кофейник. Миша понял, что это она смеётся, но только не хочет показать, что ей смешно. Эти взрослые — тоже порядочные притворяшки. Папе тоже хотелось смеяться, он надул щёки докрасна, ощетинил усы и фыркал носом. — У меня, — сказал он, — тоже иногда чепуха выходит. Это очень трудно — писать, чтобы всё было хорошо и правдиво. Стишки ты придумал неплохо, а всё остальное не годится. — Почему? — спросил Миша. — Сердито очень. Ты у меня — критик, а я не знал этого, — ты всех критикуешь. Это нужно начинать с себя самого, ты сначала себя хорошенько раскритикуй. А то и этого не надо, давай лучше бросим писать дневник. Раскрашивая красным и синим карандашом папину бумагу, Миша сказал: — Давай бросим, а то это тоже скучно, как учиться. Только ты сам ведь выдумал это, — ты сказал: «Пиши, будет интересно». Я и стал писать, а ничего не случилось. Слушай-ка, можно сегодня не учиться? — Почему? — спросил папа. — Я лучше почитаю с Ксенией Ивановной. — Можно не учиться, — весело согласился папа. — Только нам с тобой надобно извиниться перед учительницей, а то мы наговорили и написали про неё не... ладно! Папа встал и, ведя Мишу за руку в его комнату, тихонько сказал: — Конечно, это правда, что она немножко курносенькая, но лучше не напоминать ей об этом. Этого, брат, не исправишь словами, и нос на всю жизнь даётся тот или иной. Вот у тебя веснушки на носу и по всей рожице, — ладно ли будет, если я тебя стану звать пёстреньким? — Неладно, — согласился Миша. На этом и кончается благополучная история о том, как Миша писал дневник. Впервые опубликовано: «Русское слово». 1917. № 73 от 1[14] апреля.
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков 1868-1936) — российский и советский писатель. | ||
|
