| ||
К-во Мусагет 1911 г. М. Ц. 2 р. Из тридцати имен, находящихся в этом альманахе стихов, половина неизвестных. И в то же время нет ни Бальмонта, ни Брюсова, ни Сологуба, ни Гиппиус, не говоря уже о многих, уже зарекомендовавших себя "молодых". Поэтому несправедливо по этой книге делать какие-нибудь общие выводы о судьбах русской поэзии. Здесь редактор не пожелал быть режиссером: выделить умелым распределением материала общее из частного, обдуманным выбором имен оттенить какое-нибудь одно направление, он был только цензором грамотности и хорошего вкуса. Эту скромную задачу он выполнил хорошо. Альманах открывается впервые печатаемым стихотворением Владимира Соловьева, не принадлежащим, однако, к числу его лучших вещей. Витольд Ахрамович дал четыре стихотворения: первое навеяно А. Белым, второе — Блоком, третье — Сологубом, четвертое — Кузминым. Александр Блок является в полном расцвете своего таланта: достойно Байрона его царственное безумие, влитое в полнозвучный стих. Валериан Бородаевский не очень интересные темы рассказал не очень хорошими стихами. В нем заметен уклон к механическому деланию стихов, чего не было в его книге. Прекрасно стихотворение Андрея Белого "Перед старой картиной"; из двух выходов из романтизма — в сторону Гейне и в сторону Готье — душой этого стихотворения послужил второй, более трудный. Юрий Верховский ребячится, но без грации. Одна строка заимствована у Брюсова. Восемь стихотворений Максимилиана Волошина. Семь из них — цикл "Киммерийская Весна". Стихи Сергея Городецкого датированы 1908 г. Поклонники его поэзии прочтут их с удовольствием, противников они ни в чем не разубедят. Четыре абиссинские песни автора этой рецензии написаны независимо от настоящей поэзии абиссинцев. Газэллы Вячеслава Иванова — великолепная мозаика слов; его "Духовные Стихи", может быть, слишком отчетливо красивы для этого жанра. П. К. неумело, но откровенно подражает Кузмину и С. Соловьеву. Бледное стихотворение С. Киссина по крайней мере самостоятельно. Сергей Клычков сделал успехи со времени выхода своей книги. Хорош его "Пастух", слышен морской запах в его "Рыбачке". В цикле М. Кузмина "Осенний Май" есть прекрасные, классически-безупречные стихотворения, как нельзя лучше опровергающие пессимистические строки автора: Бледны все имена, и стары все названья,
Неровны, как всегда, стихи Петра Потемкина, хотя теперь удачных выражений у него больше, чем неудачных. Великолепно первое стихотворение Вл. Пяста, построенное на гипнотизирующих, но не утомляющих повторениях. Два остальные значительно слабее - как будто писал другой человек. Католические сонеты Сергея Раевского невыдержаны, фальшивы и скучны. Такие стихи, как у Григория Рачинского, можно встретить теперь только в мелких еженедельниках и иллюстрированных приложениях к провинциальным газетам. Возбудивший было надежды Дмитрий Рем дал только-только недурные стихи; от него хотелось бы ждать большего. Неприятно-боек, почти развязен Семен Рубенович; отсутствие вкуса у него не искупается новизной образов; но он несомненно умеет писать стихи. Сергей Рюмин не возбуждает никаких мыслей, ни опасений, ни надежд; его стихи плохи, просто и откровенно. М.С. — искренен, умен, чувствует глубоко, но, кажется, у него мало сил, как у поэта, хотя он и знает многие стилистические приемы, делающие стих живым. Стихи Маргариты Сабашниковой, очевидно, порождены мистицизмом автора, но они не убедительны ни как мистические прозрения, ни как поэзия. По-прежнему безличен, по-прежнему старателен Борис Садовской. У него есть и умение, и вкус, и любовь к стихам — мало одного: таланта. Скучный рыцарь из Нивских иллюстраций — у Алексея Сидорова такая же скучная принцесса; стих вял; непонятна рифма "жених" и "поник". Есть прекрасные среди четырнадцати стихотворений Сергея Соловьева; как всегда, стихотворения на античные темы ему удались больше современных. Смелы, сильны и закончены стихи Любови Столицы, но в них есть какое-то сюсюкающее сладострастие, производящее неприятное впечатление. Свободными и верными штрихами, сериозностью и затаенной печалью пленяют стихи Владислава Ходасевича, к тому же безупречные по форме. Два стихотворения Марины Цветаевой не прибавляют ничего к впечатленью, полученному от ее книги, недавно вышедшей. Эллис пишет длинно, скучно, с претензиями на изысканность и с большими промахами. Впервые опубликовано: Аполлон. 1911. № 7.
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник. | ||
|