Виктор Гурьев (Протоиерей)
Пролог в поучениях

Том 1
Месяц Октябрь

На главную

Произведения Протоиерея Виктора Гурьева



СОДЕРЖАНИЕ


1-й день

Не следует иметь в домах соблазнительных книг и картин

(Из слова от Лимониса, чесо ради не вниде Святая Богородица в храм Кириака попа)

В домах ваших подчас приходится встречать очень неприятные веши. На стенах рядом со св. иконами видишь иногда картины самого соблазнительного вида, а у грамотных на полках между священными книгами часто лежат песенники или книги безнравственные. Как это грешно и душепагубно, можете видеть из следующего повествования.

Пресвитер Кириак, служивший в находившейся близ Иордана Лавре Каламонской, повествует: «Видел я во сне жену, благоговейную образом, одетую в багряницу и с ней двух мужей. Все они стояли около моей келлии. В жене я узнал Пресвятую Богородицу, а в сопутствовавших Ей Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна. Радуясь такому посещению, я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Ее, чтобы Она вошла в мою келлию и в ней сотворила молитву о мне к Богу. Но Она не соглашалась. Когда же я со слезами не переставал умолять Ее, Она сказала мне: «В келлии ты держишь Моего врага, как же хочешь, чтобы Я вошла к тебе?» С этими словами Она удалилась, и видение кончилось. Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять, кто же бы это мог быть врагом Пресвятыя Богородицы в моей келлии? Сам себя я ни в чем не находил виноватым против Нее, а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя чтением бывших у меня книг и в конце одной из них нашел поучение еретика Нестория, который осужден на третьем вселенском соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицею, а Христородицею, утверждая, будто от Нее родился простой человек, а не вместе и Бог во плоти. Тут только я понял, кто был в келлии моей враг Пресвятыя Богородицы, и, взяв книги, тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение и, исполнясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория, сказав: пусть же не будет с сих пор в келлии моей враг Пресвятыя Богородицы!»

Выбрасывайте же, братие, сор из домов ваших! Читать книги священные и вместе с ними безнравственные, взирать с благоговением на св. иконы и любоваться на картины соблазнительные то же значит, что одной рукой строить дом, а другой разрушать его, созидать свое спасение и вместе разорять. И смотрите, сколько зла от того! Вот ты становишься на молитву, и вдруг глаза твои нечаянно упадают на подобную картину. Какие мысли могут зародиться в голове твоей? В состоянии ли ты будешь вознести чистыми ум и сердце на небо, сосредоточиться в себе, углубиться в себе, отрешиться от всего мирского? Или малолетний сын твой или дочь по глупости вместо иконы станут молиться на худую в нравственном отношении картину: на ком ляжет грех их? А притом, что хуже всего, какая страшная зараза от этих картин или безнравственных книг может поразить их юное невинное сердце и испортить его навсегда! Кто же будет отвечать за соблазн их? Судите сами. Горе, говорит Господь, человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). Аминь.

2-й день

За борьбу с диаволом христианина ждут венцы

(Слово о святем Андрее, како ему сотворися Христа ради юродство. «Прол.» Окт 2)

О том, в каком положении мы должны находиться по отношению к врагам нашего спасения — злым духам, слово Божие учит нас так: облецытеся, говорит оно, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы... Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). Из этих мест видно, что слово Божие заповедует нам находиться по отношению к врагам нашего спасения в положении неприязненном; заповедует, чтобы мы бдительно охраняли себя от козней диавольских, боролись со злыми духами и старались победить их. Боролись, старались победить их... Но будет ли нам от этого какая польза? Можем ли ждать за эту трудную борьбу какой-либо награды? Могут ли ожидать победителя в этой борьбе венцы? Да, братие, не сомневайтесь, подлинно и польза от борьбы со злыми духами для нас будет, и награда за борьбу с ними есть, и несомненно, что и победителя в этой борьбе венцы ждут. Все это видно из следующего.

Св. Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью стал на молитву. Диаволу не понравилось это, и он, чтобы отвлечь юношу от молитвы, стал неистово стучать в дверь комнаты, в которой Андрей молился. Андрей ужаснулся от этого стука, оставил молитву и, покрывшись козлиною шкурою, лег на одр. Сатана, видя это, сказал другому бесу: «Вот до чего мы дожили! Доселе одну скверну делал этот, а теперь вот и он вооружается против нас». И, сказавши это, исчез. Между тем, Андрей, лежа на одре, заснул и во время сна имел такое видение: видел он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую ангелы, и казалось, что и те, и другие готовились к взаимной борьбе. И бесы вывели из среды себя великого и страшного исполина и, указывая на него, предлагали кому-нибудь из ангелов сразиться с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою. В это время сошел с неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой дорогим жемчугом, а третий сплетен был из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что красоты их и описать невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя один из них и, подошедши к юноше, сказал: «Не продашь ли ты мне эти венцы? Хотя сам я и не могу купить их, но я могу сказать о них моему господину, и он даст тебе за них золота, сколько хочешь». Юноша улыбнулся на эти слова Андрея и отвечал ему: «Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда я бы не дал тебе даже и одного цветка с них, потому что они не от этого суетного света, а от сокровищ небесных и суть венцы Самого Христа, и венчаются ими только те, которые этих черных, т.е. бесов, побеждают. И если хочешь приобрести их, то ступай, борись с тем исполином-диаволом, и когда его одолеешь, тогда я тебе не один, а и все три отдам». После сего Андрей узрел себя борющимся с диаволом и победившим его. И видел Андрей, что за свою победу он был принят в общение ангелами, а от юноши получил венцы те и совет принять на себя подвиг юродства, которым он легче может побеждать демонов. После этого видения Андрей подлинно объявил непримиримую брань диаволу, подвигами юродства победил все козни его и уже самым делом сподобился венцов тех.

Из этого повествования видно, что за победу над диаволом человек получает венцы; если же получает венцы, то уже само собою становится понятным, что от борьбы с врагом нашего спасения и польза есть, а за борьбу и награда нас ожидает. Ввиду же этого будем, внимая слову Божию, трезвиться и повседневно облекаться во вся оружия Божия, чтобы твердо устоять против всех козней диавольских. Будем постоянно бодрствовать против нашего врага, чтобы он внезапно не напал на нас и не поразил стрелами греховных искушений. И когда же доблественно преодолеем эти искушения и тем самым прогоним от себя и поразим и самого врага, тогда, несомненно, и мы удостоимся светлых венцов от вождя Христа, как и говорит слово Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1,12). Аминь.

3-й день

Польза от размышления о смерти

(Из слова Иоанна Лествичника о блаженнем Исихии Хоривите безмолвнице)

В следствие того, что мы живем так, как будто нам и умирать никогда не надобно, и почти никогда не помышляем о смерти, она большею частью застает нас вовсе неготовыми к ней, и тогда ужас наш бывает безграничен. Как лишиться имения, титл и достоинств? Как явиться на тот свет с нашими грехами? Как дать в них отчет пред Богом? Так думаем мы, но думаем уже поздно. А сего не было бы, если б мы постоянно думали о смерти. Постоянное размышление о ней удалило бы нас от грехов и вселило ревность к добродетели, а чрез это научило бы встречать смерть не с ужасом, а с радостью.

Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «Простите меня, братие. Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с сими словами предал др свой Господу. И подлинно, братие, не может согрешать! «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши», — учит премудрый сын Сирахов (7, 39).

А освободившись по возможности от грехов, само собою понятно, мы встретим смерть с радостью, ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чуждой в страну родную. Один благочестивый старец, достигнув глубокой старости, слег, наконец, на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним. Старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; помолчав немного, опять улыбнулся и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. «Мы плачем, а ты смеешься», — сказали ему братия. «Да, — отвечал старец, — смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой потому, что вы не готовы к ней, а в третий потому, что иду от трудов на покой» (Прол. Апр. 30).

Итак, братие, если хотите не бояться смерти, постоянно размышляйте о ней. Как воин, который всегда находится в готовности сразиться с неприятелем, не боится его; так и мы, если готовы будем, не убоимся смерти, но с радостью встретим ее. Аминь.

Тот же день

Святые угодники Божии помогают нам в борьбе с демонами

(Слово о святом Андрее юродивем. Прол. Окт. 3)

Для успешной борьбы с демонами и для победы над ними Господь указал два средства: молитву к Богу и пост, как и сказал: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Аеще есть другое какое-либо средство, также облегчающее борьбу со злыми духами, или нет? Знайте, братие, что есть, и состоит оно в усердной молитве о помощи к угодникам Божиим.

Когда св. Андрей вступил на подвиг юродства, тогда сатана с такою силою напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал, что для него настал последний час. И вот, находясь в отчаянном положении, он воскликнул: «Святый апостоле Иоанне Богослове, помоги мне!» После этих слов ударил гром и послышался голос многих людей. И явился старец с грозными очами, лицо которого было почти так же светло, как солнце, явилось и множество людей с ним, одетых в ризы белые. И сказал старец с гневом к бывшим с ним: «Затворите врата, чтобы из бесов никто не мог убежать отсюда». И воля старца была исполнена. Затем послышался голос бесовский: «Горе нам в час сей, в который мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучить». А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: «помилуй мя» и «помилуй нас!» Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: «Видишь, как я скоро пришел к тебе на помощь, и знай, что я весьма забочусь о тебе. Сам Бог повелел мне вести тебя ко спасению и пещись о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно». Андрей спросил: «Господин мой, скажи, кто ты?» Явившийся отвечал: «Я тот, который возлежал на честных персях Господа». И, сказавши это, скрылся от очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию.

Итак, братие, кроме молитвы к Богу и поста, есть и еще средство, облегчающее нам борьбу с врагами нашего спасения, и это средство, как видите, заключается в усердной молитве о помощи к угодникам Божиим. Едва только Андрей сказал: «Святый апостоле Иоанне Богослове, помоги мне», как тотчас апостол и явился, и бесы были наказаны и прогнаны. Посему, ввиду действительности этого средства, т.е. молитвы к угодникам Божиим, в борьбе с врагами нашего спасения, будем прибегать к этому средству и будем просить св. угодников, чтобы они чаще поражали и изгоняли из нас внутреннего тлетворного змея и освобождали бы нас от воздвигаемых им на нас искушений и соблазнов и всяких бед и зол. И усердная молитва наша к угодникам Божиим, конечно, не будет тща, ибо они по собственному опыту знают, что борьба с диаволом тяжела и что она требует для человека высшей помощи. Аминь.

4-й день

В чем почерпать терпение в скорбях

(Из слова о Андрее, како в видении глагола ему Христос, о юродстве и о вечной жизни)

Для того, чтобы мы чаще помнили, что отечество наше на небесах есть, и меньше привязывались к земному, чтобы приучились к смирению, чтобы достойным образом приготовились к Царству Небесному, нам определено идти в Царство Небесное путем скорбным. В мире скорбни будете (Ин. 16, 33), учит нас Иисус Христос. И вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12), говорит апостол Павел.

Но чтобы путь скорбный имел цену в очах Божиих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где мы возьмем его? Во-первых, в примере Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был не в колыбели, а в яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чуждую, далекую страну. Всю жизнь Он не имел, где приклонить главы. За неисчислимые благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лице и, наконец, распяли между злодеями. Будем чаще представлять Его, нас ради обнищавшего, приимшего зрак раба, отягченного клеветами, проникнутого скорбью за грехи наши до глубины души, покрытого ранами, удрученного поруганиями, распятого, всеми оставленного, и все это за наши грехи, — и тогда мы, увидя всю ничтожность наших скорбей в сравнении со скорбями Спасителя, меньше будем унывать и ослабевать в них, и нам легким покажется предлежащий нам подвиг.

Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. «Инии из них, — говорит апостол Павел, — избиени быша, не приемше избавления... Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11, 35-38). И все это они переносили с радостью! «Радуюся во страданиях моих», — писал тот же апостол (Кол. 1, 24). «Они, — сказано об апостолах после того, как их били в Синедрионе, — идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян. 5, 41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, увидим, что наши терния — розы и что наши страдания ни в каком случае не могут сравниться со страданиями их. А чрез это малодушие наше исчезнет, ропот умолкнет и в нас родится дух мужества и терпения.

Наконец, третье ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми, и что будет время, когда Господь навсегда отрет все слезы с наших очей (Апок. 7, 17). Св. Андрей, Христа ради юродивый, видел себя в чертогах царских пред царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «Такова пища Моим служителем, претерпевшим все до конца». Будем же помнить, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то, «вмале наказани бывшие, великими благодетельствовани будем», и что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. «Аминь, аминь глаголю вам, — говорит Он, — яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20). «Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас» (Ин. 16, 22). Аминь.

5-й день

О загробной жизни

(Повесть о видении Космы игумена страшна и зело полезна)

Тем из святых, которые, удостоясь при жизни видеть загробный мир, оставили нам об оном сказания, мы должны быть благодарны особенно. Ибо подобные сказания решают много для нас весьма затруднительных вопросов, рассеивают много неосновательных наших суждений и утверждают нашу веру в истину Евангельскую. В доказательство сего вот вам нечто из сказания одного благочестивого мужа, который удостоился видеть жилища святых.

«Поставлен я был, — говорит он, — на некотором ровном месте, где все было хорошо, весело и приятно, а в стороне от него было еще лучшее место, злачное и прекрасное, всей прелести которого словами передать невозможно. Посреди этого последнего сидел старец многочестный, а около него были дети, число которых превосходило число песка морского. Желая узнать, кто сей старец, я спросил о нем сопутствовавших мне апостолов Андрея и Иоанна, и они сказали, что это Авраам, и место, где были дети, называется лоном его. Поклонившись величайшему из патриархов, я приведен был своими путеводителями на место, называемое Елеон, где росло бесчисленное множество деревьев, и под каждым была сень. Тут было также множество людей, и многие были известны мне. Одни из них воспитывались при дворе царском, другие были простыми гражданами, некоторые земледельцами, а иные иноками. Все эти, известные мне, были уже умершие. Когда я хотел расспросить подробно о видимом мною месте, апостолы предварили меня и сказали: «Ты желаешь знать, что есть сей великий и прекрасный Елеон и что все, что ты видишь в нем? Знай, что он есть дом Отца Небесного, в котором обители многи суть. И эти обители всем разделяются, смотря по их благочестию и по мере добродетелей».

Какой же из затрудняющих нас вопросов решает это сказание? Тот, где наши дети, умирающие в младенчестве. Что с ними? Где души их? — часто думаем мы и, по своему маловерию, предаемся иногда неумеренной скорби о разлуке с ними. Но вот ясно, что они на лоне Авраама, что, следовательно, об их участи беспокоиться нечего, и что справедливо слово Господне: таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Какое неосновательное суждение наше рассеивает это сказание? То, будто «в мире никак нельзя спастись, а можно только в монастыре или в пустыне какой». На деле, как видите, выходит не так. Есть в Царстве Небесном, как слышали в сказании, вместе с монахами и воспитывавшиеся при дворе царском, и граждане, и земледельцы. Значит, ясно, что не место спасает или губит человека, а спасают или губят одни дела. Будем же помнить, что «Господь, — как говорит преподобный Нифонт, — равно приемлет в Свои объятия праведную душу с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани», — и каждый пусть в своем звании пребывает.

Итак, братие, справедливо, что мы должны быть особенно благодарны святым, которые, удостоясь видений, оставили нам о них свои сказания. Благодарность же свою выразим им тогда, когда будем внимательны к их сказаниям и когда будем пользоваться заключающимися в них уроками на спасение души своей. Аминь.

Тот же день

Позднее раскаяние

(Из слова святого Андрея о тате гробнем)

Люди, у которых привычка к тому или другому греху обратилась в страсть, всегда думают только об одном, как бы поскорее совершить свой грех. Предостережения ближних для них ничего не значат. Но так как всему бывает конец, то, конечно, бывает конец и их беззаконным деяниям. И этот конец наступает часто еще при жизни их, и притом самый плачевный. Раскаиваются они тогда, но поздно.

При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, окрадывавший мертвецов. Однажды узнавши о погребении в одном уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его св. Андрей и, предузнавши его нечестивое дело, начал уговаривать его не делать оное, в противном же случае угрожал наказанием Божиим. Вместо того, чтобы послушаться святого, вор только насмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отваливши камень от пещеры, в которой погребена была девица, он раскрыл гроб ее, снял с нее саван, затем драгоценную одежду, а наконец даже не устыдился и совсем обнажить ее и взял последнюю срачицу. Но в то самое время, когда он оканчивал свое последнее гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правою рукою ударила его по лицу от чего он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она ему, — хоть бы ради стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но не будешь же отселе красть никогда! И с сих пор узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после сего волей-неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь, но было уже поздно. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — ненасытная жадность моя. Тебя ради я получил сию ужасную слепоту. Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством», — говаривал он. Но увы, прошедшее невозвратимо.

Братие! Не встречается ли нечто подобное и между нами? О, очень часто! Так, говорят развратному: брось свой грех! Не слушает, ну, глядишь, и станет гроб гробом. И тогда начнет говорить: зачем я так жил? Говорят пьянице: оставь свое пьянство! Нет; ну и увидишь, как семейство пустил по миру и сам стал стеняй и трясыйся. И он потом тоже говорит: не пить бы мне, этого бы не было. Говорят вору: не воруй! Не слушает; ну, смотришь, попался и сделали калекой на всю жизнь. И этот пеняет на себя: не воровать бы мне, был бы цел.

Но все это еще ничего в сравнении с тем, что ожидает подобных людей, если они не раскаются, по смерти. Представ на суд Божий, поистине они скажут горам: падите на нас, и холмам: покройте нас (Лк. 23, 30). Но увы! Это тем паче уже будет поздно. Спаси же нас, Господи, становиться после сего на путь нечестия! Он — скользкий, страшный и неминуемо ведет ходящих по нему в пагубу. Аминь.

6-й день

Нерукотворенный дом

(Память св. апостола Фомы)

Рaccкaжy вам следующий случай из жизни св. апостола Фомы. По вознесении Иисуса Христа на небо и сошествии Св. Духа, апостолы бросили жребий, куда кому идти проповедывать слово Божие. На долю Фомы достались Парфия, Мидия и Индия, и он стал собираться в путь. Между тем, в это самое время случилось так, что в Иерусалим пришел индийский купец по имени Аван, искавший художника, который бы мог выстроить его царю величественный дом, и познакомился с апостолом. Фома сказал ему, что он сам искусный строитель, и отправился с ним в Индию. Прибывши к царю, Фома предложил ему свои услуги, и царь, думавший, что он на самом деле искусный художник, поручил ему постройку здания и, указав место, дал значительную сумму золота и серебра на расходы. Взяв деньги, апостол раздал их нищим, а сам, вместо постройки дворца, стал заниматься усердно распространением слова Божия. Чрез несколько времени царю, желавшему знать о ходе работ, кто-то сказал, что строится уже кровля, и царь, обрадованный этим известием, послал Фоме еще большее против прежнего количество золота. Апостол и это раздал нищим, а дворец все не строился. Наконец, царю открыли, что Фома обманывает его, и царь, воспылавши гневом, тотчас же велел привести его и вскричал: «Где тот дом, который ты должен был строить?» Апостол отвечал, что дом тот не здесь, но что он увидит его после смерти и только тогда войдет в обладание им. Царь, видя в словах Фомы как бы насмешку над собою, приказал бросить его в темницу, и там грозила ему страшная участь. Однако, на деле вышло не так. Любимый брат царя опасно занемог и во время болезни имел следующее видение. Ему показаны были жилища святых и предложено было выбрать то из них, которое ему особенно понравится. Когда он выбрал одно из лучших и указал на него, сопутствовавший ему ангел сказал, что это жилище он занять не может, потому что оно уже приготовлено для его брата царя. Пришедши в себя, он объявил о своем видении царю, и сей, убедившись, что апостол подлинно готовит ему вместо земного жилище на небе, тотчас повелел освободить его и, падши к ногам, просил у него прощения. Св. Фома преподал ему после сего учение христианской веры и крестил его.

Братие! Чему поучает нас это обстоятельство из жизни апостола? Тому, прежде всего, что мы всего более должны заботиться о приобретении истинного и всегдашнего для себя жилища, храмины нерукотворенной, вечной на небесах (2 Кор. 5,1); помнить, что мы здесь странники и пришельцы на земле и что здешние наши жилища, да и самая земля есть не что иное, как временная гостиница, которую не нынче, так завтра, но во всяком случае должно будет покинуть неминуемо. А при мысли о сем не должно забывать и того, что основания иного нашему вечному жилищу никтоже может положите паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11).

Далее мы узнаем, сколь много может споспешествовать нашему спасению милостыня. Она, как видите, и самых язычников делает приятными Богу, так что Он подает за нее средства к обращению, а следовательно, и ко спасению. Золото царское, разданное бедным чрез апостола, оказалось не вотще погибшим, как думал царь, но приобрело ему вечный, нерукотворенный дом на небе. Не пропадет даром и наше добро, отданное меньшей братии Христовой, но, конечно, еще для нас же возрастет и приумножится.

Итак, благотворения и общения не забывайте, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог (Евр. 13, 16). Аминь.

7-й день

Последствия пьянства

(Из различных мест Священного Писания, приведенных в слове святого Антиоха о пьянстве)

Чтобы предостеречь нас от гибельной страсти к вину, слово Божие указывает на те вредные последствия, какие происходят от него. Не буди винопийца, говорит оно, всяк бо пияница обнищаем (Притч. 23, 20-21). Кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения вотще, кому сини очи? Не пребывающим ли в вине? И не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23, 29-30). Пияницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и найдет на вы внезапу день той (Лк. 21, 34). Всяк, пребываяй в пиянстве, не будет премудр (Притч. 20, 1).

Посмотрим, не так ли бывает на деле? Жалко положение пьяниц во всех отношениях: взгляните на хозяйство и семейство нетрезвого. Что вы увидите? Увидите детей его холодных и голодных, разутых и раздетых, жену его, с отчаянием смотрящую на своих несчастных малюток. В доме во всем беспорядок, бедность, нищета. Двор пуст. В поле или бедные колосом полосы, или вовсе незасеянные. Вот входит пьяница в дом свой; дети бросаются к нему, ласкаются, и словами и всеми движениями дают понять отцу, что они голодны и хотят хлеба. Жена с укоризною выговаривает ему за его поведение. Слезы и рыдания душат ее. Но трогается ли сам пьяный? Разгоряченный и отуманенный вином, раздраженный словами и воплями жены, он с ожесточением начинает бить ее или бросает на несчастную все, что только попадет ему под руку. Слышат стон, крики и все буйство его соседи и сбегаются унять нечестивца. Тут опять и горе, и молва, и судове, и свары. Наконец, унимают его, и он, часто избитый и связанный, засыпает тяжелым и страшным сном, в котором нечистые образы то и дело предстают пред ним. Просыпается, и какая же первая мысль его? Всегда одна, именно, как бы скорее идти, назирать, где пирове бывают. И с бессмысленными, налитыми кровью глазами, с посиневшим, как у мертвеца, лицом направляется он, как Каин после убийства, стеняй и трясыйся к питейному заведению. Приходит; но на что же он будет пить? О, чего сатана не сделает для удовлетворения своей жертвы! В кабаке, встретясь с подобными себе нечестивцами, нетрезвый закладывает им за вино свою душу. Он поет им нескромные, развратные песни, изрыгает хульные слова, позволяет себе всевозможные, отвратительные телодвижения, продает честь ближних, соглашается на какие угодно преступления... И вот и вино готово, и пьяница упивается им нередко до бесчувствия. Этого мало — случается, что упившегося вдруг постигает неумолимая смерть. С каким лицом он явится тогда на суд Божий? Какой даст ответ? Что скажет в свое оправдание? О, поистине, лучше бы ему не родиться на свет, чем дожить до этого страшного дня!

Не забывайте, братие, спасительное предостережение: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством, и найдет на вы внезапу день той» (Лк. 21, 34). «Утрезвитеся пиянии от вина своего, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства, да не внезапу найдет на вы день той». Аминь.

8-й день

Дающая рука не оскудеет

(Из слова о милостивом схоластице)

Да не отвратиши сердца твоего, говорит Писание, ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему... Даянием да даси ему. Дающу ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем (Втор. 15, 7-10). Иже дает убогим не оскудеет (Притч. 28,27). Состарехся, говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже Семене его просяща хлеба (Пс. 36, 25). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, разданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж, проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его, нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: «О чем скорбишь?» — «Да о грехах моих», — по обыкновению отвечал милостивый. «Нет, не о грехах, — продолжал старец, — а о том, что не знаешь, где найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю». Взяв деньги, милостивец пошел, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения, но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и раздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером придти к нему. Прошел вечер — их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем; но хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд, переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, «что, — как говорит Василий Великий, — милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему, — о своей пользе постарался, ибо что ты дал, получишь с избытком» (на богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: «Человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, себе пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит». Аминь.

9-й день

Какова должна быть жизнь христианских супругов

(Из повести преподобного отца Даниила об Андронике и о жене его)

В продолжение года св. Церковь нередко совершает память христианских супругов, т.е. мужей и жен, которые, проводя жизнь вместе, в продолжение оной соревновали друг с другом в добродетели и за то вместе удостоились венцов. Так как жизнь этих святых подает полезные уроки касательно того, как созидать спасение среди положения семейного, то для нас, мирских людей, она должна быть особенно поучительна.

Для примера укажу вам на нечто из жизни святых Андроника и жены его Афанасии.

«Бе, — начинает списатель жития их, — Андроник муж благоговеен и добродетельми украшен, такожде и жена его Афанасия». В чем же состояли их добродетели? Имение свое они разделяли на три части: одну отдавали нищим, другую в церковь, третью иждивали на себя. Были кротки, за что весь город, в котором они жили, любил их. Соблюдали чистоту супружеского ложа. Всегда сострадали и помогали бедным. Каждое воскресенье, понедельник, среду и пяток посещали церковь. Были тверды в несчастиях и переносили их с покорностью воле Божией. Когда Андроник услыхал о тяжкой болезни единственных сына и дочери, то сказал только: воля Господня да будет. Когда узнал о смерти их, то, падши пред иконою Спасителя, подобно Иову, говорил: «Сам аз наг изыдох из чрева матере моея, наг паки и отыду тамо. Господь даде, Господь и взят; якоже Господеви изволися, сице и сотвори. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Наконец, решившись всецело посвятить себя на служение Богу, они, завещавши ближайшему из родных имение, просили построить на их деньги больницу и странноприимницу для иноков, освободили рабов и затем остальную жизнь свою провели уже в совершенном удалении от мира.

Итак, вот, братие, условия для того, чтобы спастись и среди супружеской жизни! Это доброе сердце, искренно и постоянно любящее Бога, усердие к соблюдению заповедей Божиих, постоянная взаимная любовь и верность в исполнении взаимных обязанностей, любовь к ближним, смиренная преданность Богу среди всех трудных и скорбных обстоятельств жизни и непоколебимое упование на Бога. Подражайте же святым Андронику и Афанасии в их супружеской жизни, и спасение ваше будет несомненным. Аминь.

10-й день

И великие праведники не безопасны от грехов, и великие грешники не должны отчаиваться в спасении

(Память преподобного отца нашего Иакова постника)

Многие в суждениях о своем нравственном состоянии впадают в крайности. Одни, считая себя совершенно утвердившимися в добре, думают, что они безопасны от такого или другого греха, а другие, напротив, считая себя величайшими грешниками, полагают, что Бог совсем их не простит. Заблуждаются и те, и другие. Никто не должен почитать себя безопасным от греха, и никто не должен отчаиваться в спасении. Сие видно из следующей повести.

Преподобный Иаков постник провел в пустыне одиннадцать (по другим сказаниям, сорок пять) лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений; но, как подобострастный нам человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, дочь свою, и просил, чтобы он помолился о ее исцелении. Иаков согласился, и по молитвам его бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы дочь его он оставил у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такою силою напал на Иакова, возбудив в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицею. Грех тяжкий, но за ним новый грех! Опасаясь родителей ее и позора, Иаков убил девицу и из пустыни бежал. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, именно в отчаяние, но сие ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей пред игуменом и братиею свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о грехах своих. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворений.

Какой же, братие, совет мне дать вам после сего повествования? Пусть никто не считает себя праведником, недоступным греху, и пусть не говорит: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: обидчики, грабители, прелюбодеи; а считающие себя великими грешниками пусть не отчаиваются в своем спасении, а, положив начало исправлению, пусть подобно Иакову оплакивают свои грехи и плач растворяют надеждою помилования. Аминь.

11-й день

Должно читать слово Божие, хотя бы многого в нем мы не понимали

(Память святого апостола Филиппа, единого от седми диакон)

Многие из нынешних христиан почти вовсе незнакомы со словом Божиим. Они все мирское читали и изучали тысячу раз и ни разу не брали в руки Библии. Спросишь: отчего не читают? Отвечают: оттого, что многого в ней не понимают. Но это не оправдание, братие! Они оттого и не понимают слова Божия, что никогда не читают его. Читай они его с усердием, тогда бы и непонятное в нем со временем сделалось для них понятным и темное светлым.

Один инок, пришедши к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие?» «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю читаемого», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жевавши, стараясь только как можно более захватить, а потом наевшись, уже пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше без лености Божественные книги читай, и темное для тебя будет светлым. Ибо или ради навыка непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь» (Прол. Февр. 4).

Что Господь иногда употребляет средства чрезвычайные для вразумления не понимающих читаемое, видно из следующего.

Вельможа ефиопской царицы Кандакии на пути в Иерусалим читал 53-ю главу книги пророка Исаии, заключающую в себе пророчество об Иисусе Христе. Вельможа не понимал пророчества, но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святый восхитил ап. Филиппа на дорогу, по которой ехал вельможа; Филипп подошел к вельможе и заговорил с ним. Филипп спросил: понимает ли он, что читает? Вельможа отвечал: как я могу понимать, когда у меня нет наставника? Сядь со мною и объясни, о ком говорит Пророк, о себе или о другом. Апостол исполнил его желание и объяснил ему пророчество об Иисусе Христе. Тогда вельможа всем сердцем уверовал в Спасителя мира и тотчас же принял крещение, и после сего Дух Святый сошел на него (Деян. 8, 26-39).

Дух Святый найдет возможность и вам помочь в разумении слова Божия, если вы с усердием и вниманием будете слушать или читать слово Божие. Он всегда близок бывает к тем, которые с любовью приемлют оное и в нем поучают. Вы только просите Его просветить вас, и Он просветит или непосредственно, или чрез пастырей Церкви, к которым всегда обращайтесь за вразумлением, когда чего не понимаете в слове Божием. Аминь.

16-й день

Против лицемерия

(Из слова о лицемерном чернице)

Очень часто можно встретить людей, которые вполне заслуживают название лицемеров, или ханжей. Это те, которые из-за мирских выгод все усилия употребляют для того, чтобы наружно перед людьми показаться набожными, постниками, молитвенниками, милостивыми, внутри же — это люди, силы благочестия вовсе отвергшиеся (2 Тим. 3, 5). Подобных людей, по слову Господа, можно уподобить гробам окрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). Горе им, если они вовремя не образумятся и не бросят своего притворства!

В монастыре, именуемом Галат, был монах, которого братия считали святым. В сущности же было не так: он был лицемер, постился, например, только при людях, настоящего же поста не соблюдал. Перед смертью его это притворство обнаружилось при следующих обстоятельствах. Сделавшись болен, он попросил придти к нему братий, и те не заставили долго ждать себя, думая услышать от него, как от святого, слово назидания. Каково же было их удивление, когда он, весь трясясь и трепеща, начал говорить им: «Увы мне окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто. Пред вами я являлся постником, а на самом деле им не был. И вот за это я теперь нахожусь во власти у диавола. Он, в образе змея, обвился вокруг меня и со страшным мучением исторгает мою душу». «И сим убо от него реченным, — прибавляет списатель сего сказания, — абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змея избавитися возмогл, егоже видяше».

Итак, братие, ежели хотите быть истинными Богочтецами, то творите добрые дела пред Богом, а не перед людьми. Творите ли милостыню? Не трубите пред собою, а пусть левая рука ваша не знает, что делает правая (Мф. 6, 1-3). Молитесь ли? Не будьте как лицемеры, но войдите в клеть вашу и, затворив дверь свою, молитесь Отцу вашему, Который втайне (ст. 6). Поститесь ли наконец? Не будьте унылы, как лицемеры, но постясь, помажьте голову и умойте лице, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем вашим, Который втайне; и Отец ваш, видящий тайное, воздаст вам явно (ст. 16-18). Аминь.

17-й день

Плач о грехах

(Из слов о разбойнике, спасшемся малых ради слез в десять дней)

Одно из самых действительных средств к получению прощения грехов есть плач о них и сокрушение сердца. «Печаль бо яже по Бозе, — говорит св. апостол Павел, — покаяние нераскаянно, т.е. неизменное, во спасение соделовает» (2 Кор. 7, 10). «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», — учит св. царь и пророк Давид. Не имея, чем искупить своих грехов пред Богом, мы должны бы чаще, братие, прибегать к указанному средству и чаще иметь печаль, сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы доселе несовершенно и недостойно служили Господу; что мы ничего более не заслуживаем от Него, как только гнева и наказания за дела наши; что мы недостойны Его милости. Это смирение и сокрушение сердца весьма приятно Господу и всегда превращает гнев Его на милость.

При царе Маврикии во Фракии был разбойник свирепый и жестокий. Не находя возможности взять его силою, царь решился употребить для усмирения его противоположное средство — милость, и послал к нему свой крест со словами: «Не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к ногам его и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и во время оной однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить в них прощения. «Владыко, Человеколюбче, Царю, — говорил он, — как прежде меня Ты спас разбойника, так и на мне теперь удиви милость Твою и приими плач мой на смертном сем одре. И как иных, пришедших в единонадесятый час и ничего достойного не сделавших, Ты принял, так прими и мои горькие слезы, и очисти меня, и крести меня ими. Не ищи от меня больше сего ничего! Не ищи и не испытуй, ибо не найдешь во мне ничего доброго, окружили меня беззакония мои и бесчисленные соделанные мною грехи. Но как принял Ты плач апостола Петра, так прими и мои малые слезы и губою милосердия Твоего истреби мои прегрешения!» И так он с плачем на многие часы исповедывал грехи свои, затем скончался. В час его смерти живший в одном с ним доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними два ангела с весами; на одну сторону их бесы положили хартии грехов умершего. «Что мы положим на свою сторону? — сказали ангелы, — Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он престал от убийства! Не положить ли вот только разве плат, смоченный слезами его, которые он проливал перед смертью?» И положили. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах!

Но единственный ли это пример? Нет, их очень много. Оправдывается от Господа блудница, но не прежде, как слезами Ему облила ноги и власами главы своей отерла их. Вышел оправданным из храма мытарь, но после того, как в храме стоял, не смея возвести очей на небо, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». Прощен был апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, но за то, что о грехе своем плакался горько. Прощен был Давид в тяжких грехах прелюбодеяния и убийства, но после того, как он всякую ночь слезами ложе свое орошал. Будем же чаще и мы плакать о бесчисленных грехах наших, чтобы Господь, видя сокрушение наше, принял нас так же, как принял отец блудного сына, и простил нас так же, как простил и разбойника, с креста из глубины души возопившего: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». Аминь.

18-й день

Грешно предаваться безнадежной скорби о умерших детях

(О блаженной Клеопатре и сыне ее Иоанне)

Тяжело родителям переносить скорбь о смерти детей. Всю глубину этой скорби могут вполне понимать и чувствовать только те, которые сами лишились детей. Но как ни тяжело это лишение, грешно поступают те родители, которые в скорби об умерших детях доходят до малодушия и уныния и даже близки к совершенному отчаянию. Для вразумления таковых мы полагаем неизлишним привесть следующее повествование из жизни блаженной Клеопатры, память которой св. Церковь совершает в 19-й день октября.

Эта благочестивая вдова имела особенную любовь к св. мученику Уару, тело которого было погребено ею в ее владении. Она устроила в честь его церковь и пожелала перенести в оную его св. мощи. В день перенесения их она особенно усердно просила св. мученика, чтобы он принял под свое покровительство ее единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить ей в воинскую службу. Молитва ее была услышана, и мученик действительно стал покровителем ее сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот же день тяжко заболел и в наступившую ночь скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию. Она дошла даже до того, что стала приписывать потерю сына мученику и жестоко укорять его. Искушение продолжалось, однако, недолго. Вскоре св. Уар явился ей вместе с ее сыном и сказал: «За что ты укоряешь меня? Ужели за то только, что я взял сына твоего в воинство Небесного Царя?» Вслед за мучеником и сын ее обратился к ней с такими словами: «Что так скорбишь безнадежно, мать моя? Я ныне вчинен в воинство Царя Христа и вместе с ангелами предстою Ему, а ты желаешь, чтобы я от царства перешел в убожество». Слыша эти слова и видя сына своего облеченным в небесную славу, изумленная и обрадованная мать воскликнула: «О, если так, то возьмите и меня с собою!» «Будь терпелива, — ответил ей мученик, — и устрой имение твое во славу Господу, а после сего и сама уже придешь в вечные жилища». Видение кончилось, а с ним миновалось и отчаяние Клеопатры. После погребения сына она действительно поступила с имением, как советовал ей мученик, т.е. раздала его бедным, и затем в продолжение года каждый воскресный день сподоблялась видеть сына своего с мучеником Уаром в ангельской одежде, а затем и сама скончалась мирно, угодивши Богу.

Итак, братие, если вы воспитали детей своих в истинной вере и благочестии, если не только словами, но и примером научили их христианскому житию, то в случае, если бы Господу угодно было кого-нибудь из них воззвать к Себе, разлука с ними ужасать вас и приводить в отчаяние не должна. Под непосредственным и вседержавным покровительством общего Отца они сохранятся от всякого зла видимого и невидимого, возрастут во всем добром и прекрасном, притом послужат за вас молитвенниками, пока живете на земле сей, и обрадуют вас несказанно при свидании в жизни будущей. Аминь.

20-й день

Против кощунства

(Повесть о чудесех св. великомученика Артемия)

Третья заповедь Божия: «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе», запрещая грехи богохуления, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу, божбы, ропота на Бога, невнимательности в молитве, запрещает вместе с тем и грех кощунства, т.е. когда священные предметы обращаются в шутку и поругание. Этот грех — один из самых распространенных между христианами. Сколько ныне найдется людей, которые с какою-то злобою глумятся над предметами веры и Церкви! Так глумятся и посмеиваются над ними многие из людей, так называемых образованных, вовсе не желающих знать Бога; посмеиваются многие из раскольников, особенно, например, над новоявленными угодниками и многоцелебными их мощами; посмеиваются, наконец, и многие из совершенных невежд, не ведущих и не желающих ведать истины веры Христовой. А легкие шутки над предметами священными в обыкновенных разговорах слышатся повсюду и не встречают отпора даже со стороны благочестивых людей. Братие, нужно ли говорить, что за грех кощунства виновные дорого поплатятся в жизни будущей? Вы сами знаете, что Бог поругаем не бывает. Но я скажу вам, что кощунники не остаются без наказания и в жизни настоящей. Выслушайте нечто по этому поводу из повести о чудесах св. великомученика Артемия.

Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к св. великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути с ним встретился один из знакомых его и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» — «Иду помолиться св. Артемию», — был ответ. Встретивший, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Шедший к великомученику не отвечал на насмешку и, совершивши при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно постигает жестокая болезнь; он чувствует нестерпимую боль в теле, — оно местами стало отекать, и он делается не в состоянии дойти к своему дому. Так как на пути стоял дом встретившегося ему и насмехавшегося над св. великомучеником друга, то он с величайшим трудом побрел туда и пришедши почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто в роде беснования; язык его онемел, и болезнь казалась смертельною. Однако, чрез несколько времени он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась ему ради слов насмешника, сказал: за что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга? Тот же, со своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться, и между обоими дело дошло уже до явной ссоры, так что и из мимоходящих многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной передал им о своей встрече с другом на пути к св. Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который и начал кричать: «Увы мне! горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и св. угодника, сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочий тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса бывающая от Бога святыми Его угодники».

О, вы, не ужасающиеся относиться с поруганием к великим делам Божиим и святых Его угодников! Смотрите, не пришлось бы и вам кричать еще в сей жизни когда-нибудь: увы мне! горе мне! А что этого вы не минуете в будущей жизни, сие несомненно, ибо верно слово Божие: горе вам, смеющиися ныне, яко восплачете и возрыдаете. Аминь.

Тот же день

Привязанность к земным благам удаляет человека от Бога

(Из слова о некоем игумене, иже приял дар от Бога бесы изгоняти от человек)

Кто доволен своим состоянием, тот счастлив. Посмотрите, в самом деле, на христианина, хотя и не богатого, но трудолюбивого, честного и довольного своим состоянием. Кто может быть счастливее его? Он радуется тому, что, честно трудясь, тем самым исполняет заповедь Божию, повелевающую нам трудом рук своих снискивать себе пропитание; он со сладостью вкушает честно заработанный им хлеб; он с удовольствием уделяет его неимущим, ибо знает, что жертва его есть жертва приятная Богу. И Господь не оставляет его Своею милостью, даруя ему успехи во всех добрых предприятиях, утешая его миром и любовью между его домашними. Благословение Божие сопутствует подобным людям на всех путях их жизни. Как жаль, что в настоящее время редки подобные семейства и немного таких людей! Всюду господствует страсть к наживе, жадность к богатству. Сначала, глядишь, человек мыслит только о том, как бы выбиться из нужды, а потом как бы припасти что-нибудь на черный день; а там, скопил сотню-другую, начинает думать уже о тысячах. И это еще не беда, но худо то, что человек спит и видит все эти тысячи, все о них мечтает, полагая в них главное благо и забывая о вечной жизни. А диавол уже и тут как тут. Он очень хорошо знает, что для него ничего нет легче разлучить человека с Богом и взять под свою власть, когда у последнего зародилась жадность к земным стяжаниям.

В одном монастыре все братия кормились от труда рук своих. Игумен не принимал от приходящих ни пищи, ни одежды, ни денег, и, как вполне преданный Богу, говорил им: «Возьмите свое отсюда и оставьте нас Христу, да Он печется о нас! На осуждение нам послужит то, когда мы, имея возможность кормиться трудами рук своих, будем утешаться от чужих трудов». Пока мыслил и говорил так игумен, до тех пор Бог его любил и власть дана была ему над бесами, и слава о его добродетели далеко шла; но лишь только оставил любовь к нестяжательности, произошло вот что. Слава о добродетельной жизни игумена дошла, наконец, до царя. Последний послал за ним, желая испросить молитв его. Игумен явился, и царь беседовал с ним и многую пользу от него получил и, отпуская, стал давать ему золото. Не устоял старец против соблазна, взял царский дар, и, возвратившись в монастырь, нашел, что всего у него недоставало. И вот начинает он покупать имения, волов, ослов, призывает наемников. А между тем, заботясь о земном, от Бога становится все дальше и дальше и, наконец, теряет и совсем Его благословение. Так, раз, был приведен к нему бесноватый, по обычаю, да изгонит беса. И вот старец говорит: «Выйди из создания Божия». — «Нет, уже не послушаю тебя больше», — отвечал бес. «Почему?» — спросил игумен. «Потому, — сказал враг человеческого рода, — что ты стал ныне уже и сам один из близких к нам. Ты и сам ведь, вдавшись в печаль житейскую, забыл Бога и потому не выйду теперь, и силы на меня ты не имеешь».

Итак, братие, слыша сие, бойтесь пристрастия к земным благам, не забывайте слово Господне: Никтоже может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Аминь.

26-й день

Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо

(Из слова о Мусхе десятнике, како сотвори милость со убогою женою и не прикоснулся ей)

Пятая заповедь блаженства: блажени милостивии, яко тии помиловани будут, показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Исполнять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной суть алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве. Духовные же дела милости следующие: неведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца прощать обиды и отклонять грешника от греха. О сем последнем деле милости духовной в соединении с милостью вещественною я ныне намерен сказать вам несколько слов. Насколько, братие, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающего. Такой человек душу свою спасет от смерти и множество грехов своих покроет.

В городе Тире был сборщик податей, по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. Раз, говорит он, поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась, и, когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице ее. Немного спустя, она вдруг вскричала: горе мне, страннице окаянной, погибшей и душою и телом! Слыша это, я удивился и спросил: что за причина вопля ее? Тогда она со слезами рассказала мне, что ее муж купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице. Не имея средств, продолжала жена, даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание. «А сколько, — спросил я, — должен твой муж?» — «Пять литр золота», — отвечала она. Тогда я взял золото, дал ей и сказал: «Я имею страх Божий: возьми это, выкупи твоего мужа и молись за меня многогрешного». Прошел после того год и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого имение мое взято было в казну, а сам я всажден в темницу. В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертью, потерял всякую надежду на избавление. Однажды, находясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания я заснул и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: «Что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?» Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти. «Не хочешь ли, — возразила она, — чтобы я просила царя о твоем освобождении?» Я сказал: «Да знает ли тебя царь?» Она отвечала: «Знает». И тем сон мой кончился. Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил. На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: «Не бойся; я тебя отпущу». После этой последней ночи, утром, я позван был к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: «Прощаю тебя». Я поднял на него глаза и, вот, с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицом смотрела на него. За милостью прощения тут же последовали мне и другие милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником. После этого счастливого дня, ночью мне опять является та же жена и спрашивает: «Узнаешь ли меня?» Я молчал. «Я — та, — продолжала она, — с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от греха. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила».

Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования? Скажу словами апостола Иакова: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19-20). Аминь.

Пролог в поучениях. Месяц Сентябрь Пролог в поучениях. Месяц Ноябрь



Впервые опубликовано: Пролог в поучениях. Сост. свящ. Виктор Гурьев. М. Издание Афонского русского Пантелеймонова монастыря, типо-литография И. Ефимова, 1889.

Гурьев Виктор Петрович (1842 — 1912) — русский православный духовный писатель, протоиерей.


На главную

Произведения Протоиерея Виктора Гурьева

Монастыри и храмы Северо-запада