И. Ильф, Е. Петров
Саванарыло

Из цикла «Искусство для главискусства, или Деньги обратно!»

На главную

Произведения И.А. Ильфа,

Е.П. Петрова


Странный разговор велся в одной из фанерных комнат Изогиза.

Р е д а к т о р. Дорогой Константин Павлович, я смотрел ваш плакат... Одну минутку, я закрою дверь на ключ, чтобы нас никто не услышал...

Х у д о ж н и к (болезненно улыбается).

Р е д а к т о р. Вы знаете, Константин Павлович, от вас я этого не ожидал. Ну что вы нарисовали? Посмотрите сами!

Х у д о ж н и к. Как что? Все соответствует теме «Больше внимания общественному питанию». На фабрике-кухне девушка-официантка подает обед. Может быть, я подпись переврал? (Испуганно декламирует.) «Дома грязь, помои, клоп — здесь борщи и эскалоп. Дома примус, корки, тлен — эскалоп здесь африкен».

Р е д а к т о р. Да нет... Тут все правильно. А вот это что, вы мне скажите?

Х у д о ж н и к. Официантка.

Р е д а к т о р. Нет, вот это! Вот! (Показывает пальцем.)

Х у д о ж н и к. Кофточка.

Р е д а к т о р (проверяет, хорошо ли закрыта дверь). Вы не виляйте. Вы мне скажите, что под кофточкой? Художник. Грудь.

Р е д а к т о р. Вот видите. Хорошо, что я сразу заметил. Эту грудь надо свести на нет.

Х у д о ж н и к. Я не понимаю. Почему?

Р е д а к т о р (застенчиво). Велика. Я бы даже сказал — громадна, товарищ, громадна.

Х у д о ж н и к. Совсем не громадная. Маленькая, классическая грудь. Афродита Анадиомена. Вот и у Кановы «Отдыхающая Венера»... Потом возьмите, наконец, известный немецкий труд профессора Андерфакта «Брусте унд бюсте», где с цифрами в руках доказано, что грудь женщины нашего времени значительно больше античной... А я сделал античную.

Р е д а к т о р. Ну и что из того, что больше? Нельзя отдаваться во власть подобного самотека. Грудь надо организовать. Не забывайте, что плакат будут смотреть женщины и дети. Даже взрослые мужчины.

Х у д о ж н и к. Как-то вы смешно говорите. Ведь моя официантка одета. И потом, грудь все-таки маленькая. Если перевести на размер ног, то выйдет никак не больше, чем тридцать третий номер.

Р е д а к т о р. Значит, нужен мальчиковый размер, номер двадцать восемь. В общем, бросим дискуссию. Все ясно. Грудь — это неприлично.

Х у д о ж н и к (утомленно). Какой же величины, по-вашему, должна быть грудь официантки?

Р е д а к т о р. Как можно меньше.

Х у д о ж н и к. Однако я бы уж хотел знать точно.

Р е д а к т о р (мечтательно). Хорошо, если бы совсем не было.

Х у д о ж н и к. Тогда, может быть, нарисовать мужчину?

Р е д а к т о р. Нет, чистого, стопроцентного мужчину не стоит. Мы все-таки должны агитировать за вовлечение женщин на производство.

Х у д о ж н и к (радостно). Старуху!

Р е д а к т о р. Все же хотелось бы молоденькую. Но без этих... признаков. Ведь это как-никак, согласитесь сами, двусмысленно.

Х у д о ж н и к. А бедра? Бедра можно?

Р е д а к т о р. Что вы, Константин Павлович! Никоим образом — бедра! Вы бы еще погоны пририсовали. Лампасы! Итак, заметано?

Х у д о ж н и к (уходя). Да, как видно, заметано. Если нельзя иначе. До свиданья.

Р е д а к т о р. До свиданья, дружочек. Одну секунду. Простите, вы женаты?

Х у д о ж н и к. Да.

Р е д а к т о р. Нехорошо. Стыдно. Ну ладно, до свиданья... И побрел художник домой замазывать классическую грудь непроницаемой гуашью. И замазал.

Добродетель (ханжество плюс чопорность из штата Массачузетс плюс кроличья паника) восторжествовала.

Красивых девушек перестали брать на работу в кинематографию. Режиссер мыкался перед актрисой, не решался, мекал:

— Дарование у вас, конечно, есть... Даже талант. Но какая-то вы такая... с физическими изъянами. Стройная, как киевский тополь. Какая-то вы, извините меня, красавица. Ах черт! «Она была бы в музыке каприччио, в скульптуре статуэтка ренессанс». Одним словом, в таком виде никак нельзя. Что скажет общественность, если увидит на экране подобное?

— Вы несправедливы, Люцифер Маркович, — говорила актриса, — за последний год (вы ведь знаете, меня никуда не берут) я значительно лучше выгляжу. Смотрите, какие морщинки на лбу. Даже седые волосы появились.

— Ну что — морщинки! — досадовал режиссер. — Вот если бы у вас были мешки под глазами! Или глубоко запавший рот. Это другое дело. А у вас рот какой? Вишневый сад. Какое-то «мы увидим небо в алмазах». Улыбнитесь. Ну, так и есть! Все тридцать два зуба! Жемчуга! Торгсин! Нет, никак не могу взять вас. И походка у вас черт знает какая. Грациозная. Дуновение весны! Смотреть противно!

Актриса заплакала.

— Отчего я такая несчастная? Талантливая — и не кривобокая?

— В семье не без урода, — сухо заметил режиссер. — Что ж мне с вами делать? А ну, попробуйте-ка сгорбиться. Больше, гораздо больше, еще. Не можете? Где ассистент? Товарищ Сатанинский, навесьте ей на шею две-три подковы. Нет, не из картины «Шурупчики граненые», а настоящие, железные. Ну как, милуша, вам уже удобнее ходить? Вот и хорошо. Один глаз надо будет завязать черной тряпочкой. Чересчур они у вас симметрично расположены. В таком виде, пожалуй, дам вам эпизод. Почему же вы плачете? Фу, кто его поймет, женское сердце!

Мюзик-холл был взят ханжами в конном строю одним лихим налетом, который, несомненно, войдет в мировую историю кавалерийского дела.

В захваченном здании была проведена рубка лозы. Балету из тридцати девушек выдали:

30 пар чаплинских чоботов..............................30
30 штук мужских усов......................................30
30 старьевщицких котелков.............................30
30 пасторских сюртуков...................................30
30 пар брюк........................................................30

Штаны был выданы нарочно широчайшие, чтоб никаким образом не обрисовалась бы вдруг волшебная линия ноги.

Организованные зрители очень удивлялись. В программе обещали тридцать герлс, а показали тридцать замордованных существ неизвестного пола и возраста.

Во время танцев со сцены слышались подавленные рыдания фигуранток. Но зрители думали, что это штуки Касьяна Голейзовского — искания, нюансы, взлеты.

Но это были штуки вовсе не Голейзовского.

Это делали и делают маленькие кустарные Савонаролы. Они корректируют великого мастера Мопассана, они выбрасывают оттуда художественные подробности, которые им кажутся безнравственными, они ужасаются, когда герой романа женится. Поцелуйный звук для них страшнее разрыва снаряда.

Ах, как они боятся, как им тяжело и страшно жить на свете!

Саванарола? Или хотя бы Саванарыло?

Нет! Просто старая глупая гувернантка, та самая, когда никогда не выходила на улицу, потому что там можно встретить мужчин. А мужчины — это неприлично.

— Что ж тут неприличного? — говорили ей. — Ведь они ходят одетые.

— А под одеждой они все-таки голые! — отвечала гувернантка. — Нет, вы меня не собьете!

Холодный философ, 1932


Впервые опубликовано: Литературная газета. 1932. № 48. 23 октября.

Илья Арнольдович Ильф (1897-1937) — советский писатель-сатирик и журналист.

Евгений Петрович Петров (наст. фамилия Катаев) (1902-1942) — советский писатель, соавтор Ильи Ильфа. Брат писателя Валентина Катаева.



На главную

Произведения И.А. Ильфа,

Е.П. Петрова

Монастыри и храмы Северо-запада