| ||
Это исследование нами предпринято для того, чтобы осветить тот участок театра, насчет которого не распинаются критики, не говорят пламенных речей на заседаниях Главискусства, который не рекламируется в газетах, не дает дефицита, но тем не менее имеет контрамарочников. Кто из вас, граждане, не присутствовал задарма на уличных спектаклях? Этот театр содержит в себе все виды сценического искусства. Улица оглашается пронзительным пением, куплетами, звуками флейты и трагическими монологами. Земля дрожит от топота танцующих людей и медведей. Все есть на улице. СТАРУШКА С ГЕРЦОГОМ На Кузнецком, у витрины трикотажной лавки, на фоне розовых сорочек и дамских фетровых колпачков, стоит старая девушка в шляпке с вуалеткой. Старая помахивает большим рыжим ридикюлем и жалобно поет: Бегите во Фландрию, герцог де Линь,
Мимо старушки с герцогом де Линем, которому по неизвестным нам причинам необходимо мчаться во Фландрию, проходят деловые и неделовые люди. Неделовые люди долго стоят возле певицы и, покачивая в такт головою, выслушивают песню до конца и уходят, не заплатив. Деловые быстро суют две копейки и, охая, устремляются за автобусом. Кое-как старушка перебивается. И если говорить честно, то почему бы ей, старой девушке, не процветать? В Большом театре тоже ведь не ахти какие слова поют («Бог всесильный, бог любви, ты внемли моей мольбе» или «Милая Аида, луч светлый солнца»). И ничего. Процветают. МОСКОВСКИЕ ЭСМЕРАЛЬДЫ Сказавший «а», должен сказать «б». Там, где опера, там без балета невозможно. Академический балет представлен на улице двумя цыганочками лет по семи. Цыганочки работают в двухстах шагах от певицы. Они богато украшены малахитовыми серьгами и изумрудными соплями. Выпучив животики и тряся многочисленными юбками, цыганочки откалывают мессереровские антраша с уклоном в «танцы народностей». Танцы их еще короче, чем на понедельничных сборных хал-тур-абендах. Неделовых людей, которые и тут хотят ускользнуть от уплаты денег, балетчицы грубо оскорбляют словами и даже действиями. НАСТОЯЩИЙ ПЕРСИМФАНС Какой же порядочный театр, насчитывающий не менее пяти ярусов и ста колонн, мешающих зрителю смотреть на сцену, может обойтись без хорошей классической музыки? Хромой скрипач-флейтист в черных очках — уличный персимфанс (передвижной симфонический оркестр без дирижера) — выгодно отличается от понедельничного персимфанса тем, что он действительно: 1. Передвижной (настоящий персимфанс предпочитает отсиживаться в Большом зале консерватории). 2. Симфонический (работает без участия именитых гастролеров). 3. Без дирижера (в настоящем персимфансе, говорят, профессор Цейтлин нет-нет, а взмахнет смычком и строго глянет на музыкантов, посильно заменяя дирижера). На улице дело чистое. Дирижера действительно нет, если не считать постового милиционера, дирижирующего уличным движением. Да и то взмах его палочки подает музыкантам сигнал убираться подобру-поздорову, пока их не свели в отделение. В ЛАПУ с ЭПОХОЙ В области цирка и эстрады уличные артисты совершенно заткнули своих рабисовских коллег. Никогда в мюзик-холле не увидеть фокусника, работающего с такой отчетливостью и блеском, как китаец, дающий свои волшебные представления на бульваре. Всемирно известный загадочный индивидуум и загадка лабораторий (500 аншлагов в Нью-Йорке и Минске) мосье Касфи-кис приезжает с 15 вагонами аппаратуры. Во время работы ему помогает дюжина индусов со скрещенными руками и десяток отечественных верзил, снующих за сценой. И нет-нет, а номер не удается. То испортится астральный фонтан, то заест блок и воздушная посылка остается висеть в воздухе, то с галерки раздается крик оскорбленного ребенка: — Мама, у него птица позади привязана на веревочке! Но китайца с Тверского бульвара не поймаешь. 300 отчаянных любителей фокусов заглядывают в самую его душу и все же не могут открыть секрета. Беспризорный аккомпанирует своим куплетам на ложках, унесенных из нарпитовской столовой. И текст и исполнение гораздо свежее, чем у всяческих музыкальных клоунов. Даже в танцах дрессированных медведей отразилась современность. В то время как на цирковой арене медведи отплясывают фокстрот, их уличные собратья идут в ногу (в лапу?) с эпохой. — А покажи, Миша, — говорит вожак, дергая цепь, — покажи, Миша, как у нас поднимают производительность труда. — А ну, покажи, Миша, как супруги из загса идут. И Миша показывает все, что требует эпоха. ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ Это нищие. Играют они великолепно. Играют по методу Станиславского. Переживают. Натурально кашляют. Идеально хромают. В ролях слепых играют так, что никакому королю Лиру не угнаться. Тут вы увидите Фирса. — Уехали,— говорит Фирс, — кхе-кхе! А меня забыли, кхе-кхе! Подайте бедному старичку. Три дня старичок не ел. Совсем старичок отощал. Юродивые из «Царя Федора Иоанновича» стоят в уголку с кроткими лицами, робко протягивая ручку. И дядя Ваня, тряся своей великолепной бородкой, конфиденциально шепчет: — Подайте бывшему землевладельцу и крупному собственнику. Хорошо играют. И, казалось бы, рольки крохотные, а как сделаны! Великие артисты! Дон-Бузилио, 1929 Впервые опубликовано: Чудак. 1929. № 46. Илья Арнольдович Ильф (1897-1937) — советский писатель-сатирик и журналист. Евгений Петрович Петров (наст. фамилия Катаев) (1902-1942) — советский писатель, соавтор Ильи Ильфа. Брат писателя Валентина Катаева. | ||
|