Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в четверток 5-й недели Великого поста

На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)


Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославши, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся. (Тропарь третьего часа)

Но не слишком ли уже много просим мы себе в этой молитве у Господа? Апостолам предстояла борьба с целым миром, с князьями и владыками, с самими миродержителями тьмы века этого; им надлежало идти против тысячи заблуждений и предрассудков, на тьму опасностей, мук и смертей, поэтому им нужно было облечься силою свыше; для них требовались не только огненные языки, но еще более пламенные души и сердца. А нам — что предстоять? Борьба преимущественно с собственным сердцем, сражение со своими страстями и похотями, необходимость стоять против некоторых только мнений и ложных правил света. Не довольно ли поэтому ограничиться нам собственными нашими силами и не тревожить, так сказать, напрасно благодати Духа Святого, тем более что на апостолов, по чистоте собственного их духа, легко и приятно было нисходить Духу Святому, а в нас, нечистых и плотских, как вселиться пречистой благодати

Его?

Признаем, братья, со смирением собственное наше недостоинство: в сравнении с такими избранными сосудами благодати, каковы апостолы Христовы, мы все — как малые ночные светильники перед звездами, сияющими на тверди небесной. Но отречься от молитвы о благодати Духа нам невозможно уже по самой слабости нашей. Напротив, если для слабейших необходима и помощь сильнейшая, то мы не только вправе, но и в необходимости просить о ней.

Впрочем, и подвиг, нам предлежащий, хотя по наружности своей мал и незначителен в сравнении с подвигом апостолов, но в существе своем также невозможен для нас к прохождению его с успехом без помощи свыше. Правда, апостолам предстояла борьба с целым миром, а нам с одним нашим сердцем, но загляните пристальнее в это единое сердце — здесь целый мир не только со всеми его соблазнами, но и со всею злобою, со всем упорством. Чего нет в этом нашем грехолюбивом сердце? Идолов и кумиров? — Стократ более, нежели в каком-либо капище языческом. Есть здесь и кумир гордости житейской, и кумир похоти плотской; есть здесь и истукан брани и вражды, и истукан сребролюбия. Различие разве только в том, что в капище идольском эти кумиры и истуканы стоят бездушны и неподвижны, очи имеют и не узрят, руки — и не осязают, но в сердце нашем все эти истуканы исполнены силы и движения. Пока мы падаем перед ними и курим фимиам им, они молчат. Но прикоснись к ним, обнаружь намерение сокрушить их, даже сдвинуть только с места — и от каждого полетят громы и молнии, так что неукрепленный благодатью, ты падешь во прах.

Как же после этого тому, кто хочет сражаться со своим сердцем и с его кумирами, не призвать на помощь Духа Божия, Того Духа, Который един может создать сердце чисто и обновить дух правый во утробе нашей?

Апостолы должны были среди своей проповеди давать ответы перед князьями и владыками. Тебя, когда ты начнешь дело покаяния и спасения твоего, может быть, не спросят князья и владыки; но за то сколько придется тебе дать ответов не князьям и не владыкам! На всех, какие есть у так называемого большого или малого света судилища или собрания, ты должен стать — в лице или заочно, — но стать как подсудимый и виновный. В одном собрании донесут, что ты сделался лицемером и ханжою и имеешь различные тайные виды; в другом — что ты впал в меланхолию и близок к помешательству ума; в самом снисходительном объявят за тайну, что с тобою начинает происходить что-то странное и достойное сожаления. Так будут судить чужие; от самих ближних и домашних ты не раз услышишь: "Что с тобой? Здоров ли ты? Не тревожит ли тебя что? Не оскорблен ли ты чем?" — И думаешь ли ты, что удовлетворишь, успокоишь всех и каждого, когда скажешь, что ты занят делом своего спасения, что у тебя печаль о Боге? Увы, этот язык неведом хорошо никому! За эти-то самые слова еще более вызовут против тебя подозрений; и ты не раз или, лучше сказать, всякий раз сам, не зная, что сказать и как образумить на твой счет других, невольно будешь обращаться к Тому, Кто научил апостолов, да вразумит тебя, что подобает творить и глаголить. Апостолам за их проповедь повсюду предстояли опасности, угрожали гонениями и мучители. Тебя, начинающего дело спасения, не будут мучить видимо, но взамен того, что мучимые страдали несколько дней, иные несколько часов, твои страдания продолжатся всю жизнь. Мир, тобою оставленный, никогда не оставит тебя в покое. Самые благие действия твои будут казаться обидою для многих, потому что будут мешать их действиям, и сколько готовится тебе отсюда огорчений, явных и тайных! Сколько клевет, больших и малых! Само смирение и терпение твое послужат поводом для некоторых презирать и оскорблять тебя! А если ты, как человек, погрешишь в чем-либо, то и малый грех твой поставится в преступление непростительное. Все это, порознь взятое, не так велико и важно; но в сложности своей из этого составится такой крест, что ты не раз будешь падать под ним и искать Симона Киринейского на помощь: и горе тебе, если не предстанет с помощью благодать Духа Утешителя, которая одна только может подкрепить тебя и усладит горесть твоего положения.

И все это, однако же, еще не последняя борьба и не последний крест. Сущность дела в том, чтобы изменить сердце свое, и из сердца плотского сделать духовное, изгнать из него дух самолюбия, умертвить в нем похоть, возвратить ему ту чистоту, с какою оно вышло из рук Божиих и без которой нельзя явиться нам перед лицом Божьим. Но кто может сделать это? Мы сами решительно не можем. Ибо здесь надо быть превыше самих себя, сделаться чуждым себе, быть вместе и жрецом, и жертвою. Для этого необходима сила высшая, Божественная, сила Пресвятого Духа, Который, как начало жизни, один может проникнуть во все глубины нашего духа, во все изгибы сердца, дабы все очистить, исправить и освятить.

Воззовем же, возлюбленный, воззовем вместе с Церковью: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославши, Того, Влагий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся! Аминь.


Опубликовано: Сочинения (полное собрание) в шести томах. Т. IV. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица. СПб. 1908.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800-1857) — ректор Киевской духовной академии, профессор богословия; член Российской академии (1836); член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время "Русским Златоустом".



На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)

Монастыри и храмы Северо-запада