Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в пяток 3-й недели Великого поста

На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)


Свет Христов просвещает всех!

Одно из самых знаменательных священнодействий в великопостной литургии то, когда среди чтения из Ветхого Завета паремий вдруг разверзаются Царские Врата, является среди их священнодействующий со свечою и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ креста, возглашает: свет Христов просвещает всех! Неудивительно, если при этом всяк из предстоящих преклоняет главу свою до земли, ибо разверстие Царских Врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святого, а появление священнодействующего есть как явление Ангела с неба. Кто будет столько надменен, чтобы не преклониться перед этими знамениями благодати Божией?

Но не одного простого преклонения глав или повержения себя перед светом Христовым долу ищет при этом от нас Святая Церковь. Нет, в духовном смысле она хочет противного — приклонения наших глав перед этим светом, открытия перед ним всего существа нашего, дабы таким образом мы с ног до головы озарились этим Божественным светом, наполнились им всецело и через то сами сделались светоносными, какими и были первенствующее христиане, о которых апостол Павел пишет, что они как светила в мире (Флп. 2,15).

Чтобы при этом войти лучше в намерение Святой Церкви, рассмотрим силу и значение слов, произносимых священнодействующим.

Свет Христов просвещает всех!

Этими словами предполагается, во-первых, недостаток во всех нас света истинного. Ибо если бы мы были светлы сами по себе, то не было бы нужды просвещать нас. И действительно, человек, не озаренный Евангелием, есть тьма, и тьма глубокая, как учит святой Павел. Не вдруг согласятся с этим те, которые озарены светом наук и называются людьми просвещенными. Но это потому, что эти люди, занявшись науками, по надежде на мерцание, ими проливаемое, редко и мало обращают внимание на внутренность своего духа и сердца и не видят, что там, в каком мраке находится их душа и совесть. Если, впрочем, кто из них же вникает хорошо в свойство своих познаний, а с другой стороны, углубляется со вниманием в истинные потребности души своей, то скоро начинает видеть, что света, заимствованного от наук, как бы он велик ни был, далеко недостаточно для их удовлетворения; что в отношении к некоторым самым важным предметам, без познания которых, можно сказать, человек есть не человек, они столь же не сведущи, как и последний простолюдин, а потому наряду с ним имеют нужду в озарении свыше.

Свет Христов просвещает всех!

Этими словами, во-вторых, предполагается полнота и преизбыток для всех света Христова. И действительно, в нем нет недостатка ни для кого. Он просвещает и самых мудрых, открывая им тайны Царства Божия, которых никакой ум сам собою открыть не мог, и самых буиих, отверзая им, вместо стихийного ума, очеса сердца, которыми они видят утаенное от премудрых и разумных века этого. Просвещает и самых богатых, научая не превозноситься из-за тленных благ, богатеть не в себя, а в Бога и скрывать сокровище там, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6,19); и самых бедных, показывая им внутри их самих богатство, которого не стоит весь мир, уча быть нищими не одним телом, но и духом, да обретут Царствие. Просвещает и самого первого властелина, приводя на память, что над ним есть Владыка, Который потребует строгого отчета в каждой слезе, из-за него пролитой; и самого последнего раба, утешая его тем, что внутренней свободы духа и совести никто у него отнять не может, что человек добродетельный в самих узах выше всех счастливцев мира и ближе к Спасителю, Который, будучи Сыном Божиим, нас ради принял облик не царя, а раба и служителя всем. Просвещает старцев, открывая перед ними жизнь нестареющую, призывая от земного странствия туда, где успокоение от всех трудов. Просвещает юношей, располагая к борьбе со страстями и похотями, просвещает самих младенцев, отверзая им уста на хваление Господа.

Свет Христов просвещает всех!

Произнося слова эти устами служителя своего, Святая Церковь как бы говорит: "Может быть, некоторые жребием ли рождения или обстоятельствами жизни, будучи удалены от света наук и мудрости земной, окаявают свое мнимонесчастное положение, и думают, что они, находясь с одним природным смыслом, не могут подобно людям просвещенным достигнуть цели бытия своего, и должны навсегда оставаться позади их не только во времени, но и в вечности. Да не унывают такие напрасно и да не теряют мужества! Тот, Кто в мире чувственном повесил на небе солнце и луну, да освещают равно всех, Тот не забыл и в мире духовном разлить свет для озарения всех и каждого без исключения. Посещай церковь, слушай Евангелие, пророков и апостолов; и кто бы ты ни был, земледелец или воин, дитя или старец, слуга или поденщик, узнаешь все, что нужно человеку знать для своего спасения, для того, чтобы явиться в вечности, куда мы все должны идти, способным к своему великому предназначению".

Свет Христов просвещает всех!

"Может быть, некоторые, — как бы так еще говорит Церковь, — наполнившись сиянием от светильника наук и мудрости земной, воображают, что им уже не нужно никакого просвещения, что они знают все, что нужно, и могут спокойно оставаться со своим запасом познания. Да выйдут такие из своего опасного предубеждения, пока они не изучили Евангелия и Креста Христова, не уразумели как должно, что вещают о человеке пророки и апостолы, пока они не знают самого необходимого! Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию откровения небесного можно найти стезю, ведущую в живот вечный".

Свет Христов просвещает всех!

"Поэтому, — как бы так говорила Церковь, — всем и каждому должно ходить во свете и творить дела света. Бедный язычник может сказать еще, что он не знал, как ему вести себя в мире, ибо не имел в руках Евангелия; христианин — безответен! Свет Христов озарял для него все, показывал ему и его собственную бедность, и богатство к нему милости Божией, и прошедшее наше состояние в раю, и будущее состояние в Царствии Небесном, и путь узкий, ведущий в живот вечный, и путь широкий, вводящий в пагубу, и силу Креста Христова, и необходимость крестоношения собственного. Все освещено, раскрыто, указано всем и навсегда! Поэтому и должно всем ходить во свете, избегать дел тьмы, не предаваться сну и беспечности".

Таков, братья мои, смысл священных слов: Свет Христов просвещает всех! Церковь повторяет их и в научение, и в предостережение наше.

Наше дело после этого осмотреться и узнать, каким светом водимся мы в жизни: Христовым или каким-либо другим? Какой бы ни был свет этот, но если он не Христов, то в отношении к вечному спасению нашему все равно что тьма и даже еще иногда хуже тьмы. Ибо застигнутый тьмою человек, по крайней мере, или останавливается, или идет тихо и ощупью, и старается, если можно, выйти на свет. А при сиянии ложного света человек бывает спокоен, идет не останавливаясь, позволяет себе всякого рода движения, смело переменяет пути и направления; и поскольку водится ложным светом, как пловец на море, то или подвергается неминуемым опасностям, или заходит туда, откуда нет возврата. Не это ли самое случается со многими умниками, которые в надежде на мудрость мирскую пренебрегают светом Христовым? Куда обыкновенно приходят они и приводят идущих за ними? Приходят и приводят в такую бездну нечестия и разврата, на которую один взгляд исполняет трепетом сердце, не потерявшее чувств человеческих.

Блгодитесь, братья мои, этого ложного света, который в наши времена особенно начал ослеплять собою очи у многих. Памятуйте твердо, что един Христос есть истинный свет наш, просвещающий всякого человека, грядущего в мир и исходящего из мира, и если встретите какого-либо наставника, то прежде всего старайтесь узнать, какого он света есть. Если не Христова, то, кто бы он ни был, заграждайте от него слух и сердце ваше. Ибо как в мире чувственном солнце одно и нет другого света, кроме него, так и в мире духовном едино истинное и животворное светило — Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, Ему же слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Опубликовано: Сочинения (полное собрание) в шести томах, т. IV. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица. СПб, 1908..

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800-1857) — ректор Киевской духовной академии, профессор богословия; член Российской академии (1836); член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время "Русским Златоустом".



На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)

Монастыри и храмы Северо-запада