Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в среду 1-й недели Великого поста

На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)


СОДЕРЖАНИЕ




СЛОВО В СРЕДУ 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
На утрени

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание... и взывайте к Господу.
(Иоил. 2, 15; 1, 14)

Освятите пост! — Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать?

Нет, братья, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причини нашей нечистоты, подобно тому как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых. В самом деле, посмотрите на постящихся: один, предавшись посту, думает неяденим явств воздать закону и правде Божией за свои грехи и в ложном мечтании о своей святости позволяет себе презирать как грешников всех, кто не постится подобно ему. Не нужно ли освятить такой — горделивый — пост смирением? Другой, в жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания. Не должно ли и этот — неразумный — пост освятить благоразумием христианским? Третий, ограничивая пост телом и его нуждами, нисколько не думает о пощении духовном, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия. И этот — односторонний и бесплодный — пост явно требует освящения посредством внутреннего самоотвержения, богомыслия, молитв и благотворительности.

Итак, братья, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, сам пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, которые превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших ношений и ближайшим направлением к их цели, наконец, соединением поста с другими делами веры и любви.

Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий. Этого же понять о посте, несмотря на простоту его, достаточно будет и теперь, дабы вывести из него все главные правила, которые должно соблюдать нам во время поста.

Пост есть врачевство души и тела; поэтому тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закона и правды Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Врачеванием своих болезней не платят своих долгов, не вознаграждают обид, причиненных кому-либо, не примиряются с законом. Преступник, исцеленный от болезни посредством чего бы то ни было, все же преступник. Для освобождения от угрожающей казни нужно не здоровье, а совсем другое — оправдание или помилование. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам это Божественное оправдание и помилование — заслугами и крестной смертью Сына Божия, за нас принятой. Поэтому кто возомнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией, и о своих грехах. Какое удовлетворение закону Божиему в том, что мы не вкушаем пищи? Всесвятой правде Божией, оскорбленной нашими грехами, не могут удовлетворить самые добродетели наши, ибо все они суть непременный долг наш. Ей удовлетворяет, как мы сказали, одна смерть Сына Божия, за нас принятая. Поэтому, чтобы наш пост был действителен и благоприятен Господу, мы должны удалять от него всякое понятие как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблению в нас пагубной наклонности к чувственности и постыдному рабству плоти и вместе с этим должны как можно более, освящать его верою в заслуги Искупителя, которая одна, усвояя их душе нашей, этим самым оправдывает нас перед Богом. Вот первое освящение поста — верою и упованием!

Пост есть врачевство для души и тела; поэтому и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что только поэтому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится подобно ему. Гордятся ли множеством лекарств или продолжительным употреблением их? Напротив, это часто почитают нужным скрывать. Зачем же ты будешь превозноситься своим постом? Если он велик, то это знак, что ты еще мал. Если он продолжителен, то, без сомнения, потому, что болезнь твоя упорна или здравие ненадежно. Чем тут превозноситься?.. Ближний твой не постится подобно тебе? Может быть, он уже здрав духом и не имеет нужды в этом врачевстве; может быть, это врачевство принимается им в другом виде, нежели в каком принимаешь ты. Хотя бы он был духовно мертв без врачевства, тобою употребляемого, все ты можешь и должен только сожалеть и молиться о нем, а не гордиться тем, что ты постиг силу врачевства и употребляешь его как должно. Но ты никак не можешь употреблять его как должно, пока не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезнь человеческая, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главным образом состоит в самолюбии и гордости. Поэтому-то Святая Церковь никогда так громко и многократно не молит Господа, как во время поста, о том, чтобы Он даровал каждому из нас видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего. Стоит он? Своему Господу стоит. Падает? Своему Господу падает, Который всегда силен поднять его. Всяк должен смотреть за собою: стоит ли он, не падает ли он? — Это второе, необходимое освящение поста — смирением!

Пост есть врачевство для души и тела, поэтому его надобно и употреблять как врачевство. Как употребляются лекарства? Большей частью не вдруг, а постепенно, в известной мере. Употребление всего врачевства вдруг во многих случаях причинило бы смерть. Пост, по самому существу своему, принадлежит к врачевствам, употребляемым не вдруг. Поэтому тот поступил бы безрассудно, кто, решившись прибегнуть к посту для врачевания своей души, вдруг лишил бы себя пищи на слишком долгое время. Вместо пользы отсюда может произойти вред: таким образом постящийся сделается неспособным к делам звания своего, ослабеет, даже может подвергнуть опасности свою жизнь. Тогда что пользы — одно нарекание на пост. Святые подвижники постились весьма долгое время, но как? — Приучив себя к тому постепенно. Парить за этими орлами к облакам могут только подобные им орлы; для нас довольно начать приподниматься от земли. Усовершенствуешься в полете — тогда стремись и далее.

Что еще наблюдают при употреблении врачевств? — Соразмеряют их с возрастом, телосложением и другими обстоятельствами врачуемого. То же надобно соблюдать и при употреблении поста. Безрассудно было бы малолетнему, или престарелому, или немощному возложить на себя такой пост, какой могут переносить только возрастные, крепкие и полные жизни. Святая Церковь, как чадолюбивая матерь, не забыла обратить внимание на все это; и как сама установила правила снисхождения применительно к положению постящихся, так поставила в обязанность делать то же самое духовным отцам при наложении на кающихся поста в виде епитимий. После этого нам остается только быть внимательными к своему положению и пользоваться благоснисходительным руководством Святой Церкви и ее пастырей. Это третье освящение поста — благоразумным употреблением его, по мере своих сил и нужд.

Пост есть врачевство для души, поэтому во время поста надобно смотреть не на одно тело, а больше на душу. И при врачевании телесных недугов многое значит состояние души. Потому врачи и советуют при употреблении лекарств наблюдать как можно более душевного спокойствия, не думать о том или другом предмете, стараться занимать воображение тем, что есть лучшего. Тем более нужно это при употреблении поста. Какое вредное было бы противоречие — тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам, яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

Спросите: "Какие занятия особенно приличны посту?" — Во-первых, молитва, общественная и домашняя; потом самоиспытание или исследование своей жизни и совести, размышление о предметах веры, особенно о жизни и учении, страданиях и смерти за нас нашего Спасителя; далее — примирение со всеми врагами и прощение обид, дела человеколюбия и благотворительности; чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседа с людьми благочестивыми и тому подобное. Каждое из этих средств помогает действию поста, увеличивает его силы, услаждает его горечь и таким образом освящает наш пост. Наконец, пост есть врачевство сильное и необходимое, но вместе с этим отнюдь не единственное, а приготовительное к другим, высшим, духовным врачевствам; поэтому, предаваясь посту, надобно всегда иметь в виду дальнейшую цель, то есть покаяние, исповедь и причащение Святых Таин. Пост должен помочь тебе прежде всего выйти из-под власти чувственности, уничтожить силу и власть плотских страстей, дать свободу и удобность обозреть свою жизнь, узнать, как можно вернее, язвы своей совести, найти главную страсть, тебя снедающую, расположить, искренно искать от нее исцеления, решиться однажды и навсегда начать жизнь добродетельную. Если этого нет, то пост, значит, еще не доставил тебе существенной пользы, и надобно или усугубить его, или исправить. Надобно усугубить его или исправить и в таком случае, если, постясь, ты не приблизился духом к своему Спасителю, не почувствовал нужду в заслугах Его, не ощутил духовного глада к насыщению себя Божественною трапезою Тела и Крови Его, не слышал еще в себе гласа любви Его, призывающей к соединению с Ним.

Как ни кратки и просты эти правила поста, мною предложенные, но если мы будем, братья, наблюдать их постоянно во время нашего лощения, то есть если будем растворять пост наш верою, смирением и молитвою, будем соразмерять его с силами и потребностями нашими, будем, постясь телесно, поститься в то же время и духовно, то пост наш будет свят и благоугоден Господу и послужит в освящение душ и телес наших.

Между тем из всех наставлений о посте, мною предложенных, уже вы видите, братья, как нужно каждому из вас, вступая на поприще поста, со всею основательностью поразмыслить предварительно о том, как ему поститься? От чего особенно воздержаться? До чего простереть лишение? Чем и как занять себя в это время? Для многих в этом случае может еще открыться нужда в совещании с людьми, опытными в духовных подвигах. Не пренебрегайте этим важным средством — примите труд найти для себя благоразумного руководителя. Когда мы предпринимаем врачевать какую-нибудь важную болезнь тела, сколько бывает у нас предварительных размышлений! Готовы, если бы можно было, созвать врачей со всего света! А приступая к врачеванию души — делу важному, следствия которого простираются на всю вечность, — думаем произвести его без особенного размышления, наскоро, поверхностно, как бы дело шло об уврачевании какого-либо домашнего животного! После этого удивительно ли, что самые превосходные средства духовного врачевания, представляемые нам Святой Церковью, не приносят пользы, и употребление их, оставаясь без плода, служит нередко к нареканию на сами средства?

Да не будет этого ни с кем из вас, возлюбленные! Да соделается святой пост спасительным врачевством для душ и телес наших! Пророк, слова которого мы каждый раз полагали в основание собеседований наших о посте, имел утешение живописать благотворные действия, которые пост, покаяние и молитва, им заповедуемая, произвели над его слушателями. Ничего не приписывая слабому слову нашему, но всего ожидая от всемощного действия благодати Божией, избравшей нас, недостойных, в служение слова, и мы дерзаем уповать, что по окончании поприща святого поста, с наступлением святых дней Воскресения Христова, когда нам должно будет изображать качества человека, воскресшего со Христом и обновленного благодатью, мы будем иметь драгоценное для нас утешение если не указать на кого-либо из вас в пример духовного обновления, то, по крайней мере, иметь его для себя в виду. Аминь.

СЛОВО В СРЕДУ 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
На часах

Третий уже день, как мы странствуем духом по святой пустыне святого и Великого поста. Израильтяне, по своем исходе из Египта, в продолжение этого времени перешли уже Чермное море и воспели песнь благодарения Богу Спасителю. Где теперь мы и что с нами? Быть не может, чтобы лютый фараон — бог века этого, отпустил охотно и нас из рабства плоти и миру, чтобы не преследовал нас в пустыне поста со всем воинством своим — со всеми соблазнами жизни чувственной. Что же? Прошли ли мы Чермное море — наклонности к чувственному? Видели ли потопление мысленного фараона в волнах слез, происходящих от сердца сокрушенного и духа смиренного? Если так, то и нам должно воспевать духом песнь благодарения Господу. Без Его всемощной благодати мы не только не вышли бы из Египта — греховного служения миру и плоти, но и не подумали бы выйти: до сих пор мучились бы подобно израильтянам плинфоделанием, работали бы во нетление. А возблагодарив Господа за разрешение от уз плоти и мира, за спасение от врага, нас преследующего, надобно, братья, поспешать духом к Синаю и Хориву — к Таинству Покаяния и Исповеди, для вступления через него в Завет Новый с Богом отцов наших. Для принятия от благодати Его нового закона духа и жизни на скрижалях душ и сердец наших. В пустыне поста нет постоянного жилища; стремись вперед, пока не достигнешь земли обетованной — духовного бесстрастия и единства с Богом. Встретятся воды меры — уныние, душевная тягость и горечь — повергай в них древо креста — живое размышление о страданиях Господа, за нас подъятых, — и горечь усладится. Нападут амаликиты — темные помыслы, нечистые пожелания, — простирай руки подобно Моисею во образ креста к Тому же Спасителю — и враг отразится. Будут угрызать змеи — внешние соблазны от мира и плоти, — снова взирай подобно израильтянам на древо Креста, — и силою Распятого на нем исцелится всякая язва. Пустыня поста суха и бесплодна для человека внешнего, но для внутреннего здесь все: и Синай с откровениями небесными, и скиния Божия с вечным священством, и манна утешений благодатных. Пойдешь неослабно вперед? — Достигнешь Ханаана, успокоишься от бремени греховного и изнурительных работ плоти и миру. Возвратишься назад? — Подвергнешься опять жестокому рабству плоти и диавола, и последняя будут для тебя горше первых. Господь да сохранит нас от этого!

Никто не будь Кореем, никто Дафаном и Авироном! Не пререкай водительству Церкви и ее Таинствам, не разноглась с ее правилами, не скучай продолжительностью молитв. Любвеобильная матерь знает, что делает: дай ей насладиться лицезрением детей своих! Пройдет еще один день, и свершится Таинство Покаяния; еще один — и ты будешь причастником Тела и Крови Господней. А там — кто знает? Увидит ли тебя опять Церковь, увидишь ли и ты ее? Мы считаем дни говения, а там, может быть, уже сочтены дни нашей жизни. Будем же бодрственны в подвиге, ибо мы трудимся не для других, а для себя. Придет время, когда за день заплатят веком — целой вечностью. Аминь.

СЛОВО В СРЕДУ 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Опять время поста и покаяния! Опять ближайшее к нам спасение, нежели когда-либо! И ныне это драгоценное время наступило гораздо скорее обыкновенного, так что сам мир в дни немногие принужден был кончить то, что любил прежде продолжать до последней возможности. Как будто Тот, Кто управляет кругом времен, провидел для нас особенную нужду в покаянии и поспешил послать для этого к нам святой пост. Не тем ли паче мы должны вступить в него с большим усердием и любовью?

Есть и другое знамение во благо. Прохождение поприща постного начинается, как известно, от врат потерянного рая; ибо рай потерянный и падение Адамово воспоминаются Церковью ежегодно в прошедший день недельный. Ныне, в этот же самый день, как бы у самых врат потерянного рая встретил нас Спаситель наш, Матерью носимый, Симеоном приемлемый, Анною песнославимый. Для чего встретил при самом вступлении в святой пост? Чтобы мы охотнее вступили в него, бодрственнее проходили и, смиренно видя, как Он, Господь и Владыка всех, подчиняет Себя исполнению ветхозаветного закона обрядов, научились быть послушными материнскому водительству и уставам Святой Церкви.

Итак, примем пост не как врага и противника, не как мучителя и истязателя, а как наставника, как друга, как врача, как освободителя, как приносящего нам блага. В самом деле, чего не в силах доставить пост любителям своим? Посредством поста Моисей сделался способным получить скрижали завета на горе Синайской. Посредством поста Илия удостоился зреть славу Божию на горе Хорив, а потом быть взятым от земли на небо. Посредством поста Даниил заградил во рве уста львов, а три отрока остались невредимыми в пещи от пламени. Пост воспитал пророков, охранял апостолов, укреплял мучеников, совершенствовал подвижников, всегда и везде исправлял и врачевал грешников. Постом Сам Спаситель приуготовлял Себя к победе над искусителем, ибо сказано: постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 2), тогда приступил к Нему диавол. Искуситель воображал, что пост произвел ослабление и что это самый удобный случай к нападению, а на деле вышло иное: все искушения его расторгнуты, как паутина, единым дуновением уст Божественного постника.

Да не заблуждается никто из нас, воображая, что пощение может быть вредно чем-либо. Неприятно оно может быть для плотского человека, привыкшего к пресыщению, но вредно — нет. Напротив, если наше здравие страдает от чего-либо, то наиболее от пресыщения и невоздерженности. Пост, напротив, исправляет и врачует то, что расстроило и повредило объедение. Многие болезни проходят от поста без всяких лекарств. Если же пост бывает неполезен кому-либо, то причиной этому — неправильный образ пощения. Ибо как некоторые постятся? Воображая, что пост состоит только в качестве, а не в количестве пищи, они поэтому, отказавшись от непостных яств, тем неумереннее предаются употребление яств постных, отягчают себя ими без меры. Удивительно ли, что в таком случае пострадает и голова, и желудок? Но причиной этого служит явно не пост, а постное, так сказать, объедение. Даже неприятность от поста для чувственности нашей отнюдь не так велика, как воображают некоторые, вовсе не испытавшие поста. На первый раз неудовлетворяемая привычка — принимать в известное время пищу — конечно, будет напоминать о себе и тревожить тебя; но побежденная раз, другой, она оставит тебя в покое, уступив место другой привычке — поститься. А в привычке, поверьте мне, и все дело. Телесный состав наш сам по себе, можно сказать, столько же имеет нужду в покое, как и в пище. И как бы он не имел нужды в посте? Пост — то же для чрева, что отдых. Для всех сил наших есть время отдыха: должно быть и для чрева. Непрестанная работа изнуряет. Так бывает и с чревом. Не облегчаемое постом, оно, наконец, теряет силу делать свое дело. Отсюда множество болезней, которые все лечатся, хотя мы не примечаем того, лучше всего постом. Ибо хотя бы мы принимали лекарства, но если не будем в то же время поститься, то они не окажут действия. Явный знак, что пост есть главное лекарство.

Итак, вступим в поприще постное, ни в чем не сомневаясь, ничего не боясь. Если мы лишимся на время некоторых утех чувственных, то сколько взамен их представится утешений духовных! В церковном круге Святая Четыредесятница — то же, что весна в круге времен года. Как весна есть самое лучшее время для тела — тут и оно с природой как бы юнеет и цветет, так пост есть лучшее время для духа — тут он с Церковью невольно оживает и утешается, хотя бы на время. Пост — это рай духовный. Сколько песнопений, услаждающих сердце! Сколько молитв, возносящих дух горе! Сколько благоуханий невещественных! А трапеза церковная, предлагаемая каждую седмицу, — я разумею причащение! Подобной не имеют сами Ангелы на небе. Есть чем занять дух! Есть чем напитаться, усладиться, успокоиться!

Одного только должно желать: чтобы мы проходили поприще великопостное как должно, дабы не лишиться плода его. Для этого молим вас размыслить о себе и о своей жизни, чтобы видеть, что нужно посредством поста исправить. Без этого мы будем похожи на путников, которые идут по пути, не зная, куда он ведет и что будет в конце с ними. Да не будет из нас никто подобным путником! Для этого и мы со своей стороны употребим не только молитву, но и слово наше, или, вернее, Божие, ибо что мы говорим, заимствуем из Писания. Вас же молим словами пророка "поновить поле", то есть душу и сердце ваши, дабы нам не сеять на тернии. Аминь.


Опубликовано: Сочинения (полное собрание) в шести томах. Т. IV. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица. СПб. 1908.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800-1857) — ректор Киевской духовной академии, профессор богословия; член Российской академии (1836); член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время "Русским Златоустом".


На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)

Монастыри и храмы Северо-запада