Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в субботу 1-й недели Великого поста

На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)


СОДЕРЖАНИЕ



СЛОВО В СУББОТУ 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
ПО ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАЙН

Куда пошли после Тайной вечери апостолы? — Они пошли с Учителем и Господом своим в Гефсиманию, чтобы там бодрствовать и молиться, страдать и уповать. А куда пошел Иуда? Он пошел один к врагам Иисусовым со спирою и слугами, чтобы взять и предать им своего учителя и Господа. От одной и той же Божественной трапезы — какие два различных плода!.. Из одного и того же святого места — какие два противоположных пути!..

Куда привел путь апостолов? Сначала в Гефсиманию и на Голгофу, потом на Елеон, потом в Сионскую горницу, а потом — на небо... А путь Иудин? Он привел сначала в чертоги Каиафы, потом завел было несчастного на некоторое мгновение ко храму, но потом — и скоро, привел к погибельному древу, а с него — в ад!.. До того различна была участь первых причастников Тела и Крови Христовой! — Отчего такое (ужасное) различие? — От благой и злой воли. Благая воля привела апостолов на небо, злая воля низвела в ад Иуду. И Петр падал, но встал; то же было бы и с Иудою, если бы покаялся и сотворил плоды, достойные покаяния.

Идет ли кто ныне путем апостолов? Идет тот, кто, причастившись Тела и Крови Христовой, почитает себя через то самое неразрывно и навсегда соединенным со Христом, а поэтому следует за Ним всюду, куда ни поведет Он, на Фавор или в Гефсиманию, — кто, принадлежа Спасителю своему всем существом своим, старается уподобляться Ему во всем, мыслит так, как мыслил Он, говорит так, как говорил Он, хочет жить и умереть так, как жил и окончил земную жизнь Он!

Не идет ли кто и ныне путем Иудиным? Идет тот, кто, принимая Тело и Кровь Господа в Евхаристии, принимает их как простой хлеб и вино и почитает себя через то ничем не обязанным своему Спасителю; кто в храме показывает некое уважение к Святыне и, когда говорят о грехах и измене закону, готов подобно Иуде спросить: "Не я ли, Господи?" А за храмом явно поклоняется миру и его кумирам, продает бесстыдно веру и закон, стыд и совесть.

Таков и ныне путь апостолов и путь Иудин!

Перед вами оба пути: и один какой-либо непременно избрать должно! Кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12,30; Лк. 11,23), — сказал Сам Господь. Итак, с кем вы? С кем — не здесь и теперь в храме, а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет или приять честь и богатство неправедные, или идти на крест за правду?.. Но вы уже избрали что должно. Каждый из вас сказал: "Я не дам Тебе лобзания Иудина!" Смотрите: не давайте же этого адского лобзания! Иначе оно будет жечь уста и сердце ваше пламенем адским! Каждый из вас обещал исповедовать Господа подобно благоразумному разбойнику: смотрите — исповедайте же! В случаях к этому не будет недостатка, ибо мир и теперь тот же, что был прежде: весь во зле лежит и к злу всех влечет. Стойте же мужественно против этого зла и в себе, и в других! Не возвращайтесь на прежнее! Благоразумный разбойник, если бы ему удалось сойти с креста живым, без сомнения, посвятил бы всю остальную жизнь Господу и сделался бы ревностнейшим из учеников Его. Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23,43)! Аминь.

СЛОВО В СУББОТУ 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
На вечерни

Наконец поприще святого говения вами окончено! За малый подвиг пощения и молитвословия вы приняли отпущение грехов, а ныне удостоились причаститься самого пречистого Тела и самой животворящей Крови Господа!.. Видите ли теперь разность служения миру и Богу? Чувствуете ли, как благ Господь к кающимся грешникам? Многие из вас долго блуждали на стране чуждой, служили со всем ослеплением богам иным, а Он, при малом обращении вашем к Нему, принял вас как чад, облек одеждою невинности и ввел в светлый чертог Свой! Мир истощал ваши силы, разъедал, можно сказать, вашу плоть и кровь, а Господь Спаситель напитал всех вас собственным Телом и собственною Кровью!.. Возблагодарите же вместе с нами Господа, падите еще раз перед этим престолом славы и любви Его, изреките снова обет быть верными Ему до смерти и поспешите оправдать веру свою чистою жизнью! Пусть мир узнает, что вы не напрасно расставались с ним, что вы не бесплодно провели здесь время, что вы точно были во врачебнице душ и сердец.

И мир, братья, тотчас узнает это, коль скоро вы останетесь верными своим обетам. Я не говорю, что вы сделаетесь совершенно безгрешными (это удел тех, которые уже разрешились от уз плоти и крови), но вы постоянно будете стараться быть как можно свободнее от греха. Дело спасения отныне начнет быть главным делом вашим, которому подчинятся все прочие дела и занятия; чистота сердца и совести сделается таким сокровищем, которым вы будете дорожить больше всех отличий и приобретений, мысль о приготовлении себя к вечности будет занимать вас каждый день, утро и вечер. Вследствие этого во всей жизни вашей и во всех отношениях должна произойти великая перемена: многое из того, что прежде трогало, занимало вас, будет оставлено навсегда; и, напротив, многое, о чем вы вовсе не думали или думали мало, чего вы вовсе не делали или делали редко, теперь будет любимым вашим занятием; где вы прежде были высокомерны, горды, там увидят вас кроткими и смиренными; в чем не соблюдалось никакой умеренности, там наступит воздержание; многие из друзей, может быть, придут в совершенное забвение, а некоторые из врагов или людей нелюдимых сделаются друзьями. И, смотря на все это, все, знавшие вас, принуждены будут сказать, что вы не те, что прежде, что с вами произошла необыкновенная перемена — на лучшее, на святое, на Богоугодное.

Излишнее ли, братья, мы обещаем за вас, говоря таким образом? Не этого ли самого вы сами искали у подножия святого алтаря? Не за здравием ли душевным приходили к нам? Прощение изречено, завет с Богом восстановлен, право на спасение принято: ваш долг теперь сохранить принятое! Дары Господа нераскаянны; да будет нераскаянно и покаяние ваше! Без сомнения, для этого потребуется с вашей стороны немало усилий: надобно будет вытерпеть различные искушения, принести не одну жертву, разорвать много нечистых уз, сражаться иногда со грехом до крови, ибо теперь мир как никогда нападет на вас с своими соблазнами, плоть восстанет со своею силою и со своим бессилием; сам дух злобы ожесточится в брани против вас. Но звания святого причастники! Разве вы сами думали когда-либо торжествовать победу без сражения со врагами спасения? Разве мир, которому служили вы, не требовал от вас непрестанных принуждений самим себе? Разве плоть не заставляла приносить себе тяжких жертв? Разве дух злобы даром предлагал все царствия мира? Так дорого покупая до сих пор собственную погибель, пожалеете ли вы чего-либо теперь для приобретения собственного спасения? Пожалеет ли чего-либо для этого Сам Господь и Спаситель ваш, когда уже преподал вам самое Тело и Кровь Свою? Нет, если Его благодать преследовала вас, когда вы блуждали по стропотным путям греха, когда нагло изменяли вашей совести и Его святому закону, то теперь, когда вы обратились к Нему всецело и навсегда, когда всем сердцем будете любить Его и сражаться за Него; теперь эта всемощная благодать прольется над вами всеми благословениями, будет непрестанно вразумлять и наставлять вас, укреплять, утешать, хранить и оживлять. Итак, воодушевитесь мужеством, соберите все благие помыслы и чувства, сосредоточьте все силы ума и воли в деле вашего спасения и начните, немедленно начните совершать его!..

Если бы для этого потребовалось что-либо снова с нашей стороны — вразумление ли, утешение ли, молитва, или новая исповедь — приходите за этим когда угодно, требуйте смело всего, что для вас нужно, не щадите ни времени, ни покоя нашего — мы на то призваны: наше спасение есть наш долг, наша пища, наш покой, наша радость и спасение!..

Прежде же всего обращайтесь как можно чаще с сердечною молитвой к Самому Врачу душ и сердец, Господу Иисусу. Он Сам начал в вас дело спасения, Он Сам один может и совершить его, — и совершит, непременно совершит, если вы не воспрепятствуете тому своей неверностью!.. Аминь.


Опубликовано: Сочинения (полное собрание) в шести томах. Т. IV. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица. СПб. 1908.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800-1857) — ректор Киевской духовной академии, профессор богословия; член Российской академии (1836); член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время "Русским Златоустом".


На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)

Монастыри и храмы Северо-запада