Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Слово в субботу 2-й недели Великого поста

По причащении Святых Таин

На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)


С чем приветствовать вас, возлюбленные? С окончанием или с началом доброго подвига? Можно приветствовать и с окончанием; но, кажется, лучше с началом. Ибо — ссылаемся на вас самих — можете ли вы сказать, что дело спасения вашего кончено? Нет, оно кончится не ныне, не завтра, а, если даст Господь, вместе с нашею жизнью!..

Что же кончилось теперь? Окончилось обыкновенное и видимое, так называемое говение; окончилось урочное хождение в церковь на богослужение; окончилось приготовление к Таинству Исповеди и Святого Причастия; а дело спасения — это великое и святое дело — оно еще не кончено, не кончено!..

Если бы хотя бы началось теперь во всех как должно! И начало спасения — дело не малое, больше всех, так называемых великих дел мира. Ибо что им предполагается? Предполагается, что душа, спавшая до сих пор сном смертным, бывшая добычею врага Божия, воспрянула, пробудилась, пришла в чувство и начала жить и действовать по законам истины и правды; предполагается, что узы греха разорваны, плен страстей кончился, идолы плоти сокрушены, знамя веры и любви чистой поднято, путь из Египта в Ханаан начат. О, есть с чем приветствовать того, в котором положено это начало!

Но есть ли оно в вас? Веруем, что есть, ибо не вы ли исповедали вчера свои грехи, дали обет не возвращаться на прежние беззакония и вести отныне мужественную брань с пороком и соблазнами века? Откуда могли произойти эта исповедь и эти святые обеты, как не из отвращения ко греху и беззаконию? Не вы ли вследствие вашей исповеди прияли вчера отпущение ваших грехов, вступили в мир с Богом и своею совестью? Что это, как не возвращение вам первобытного состояния невинности, не дарование свободы духа и совести, не новое рождение для новой жизни в Боге, для нового образа мыслей, чувств и действий? Не вы ли, наконец, приобщились ныне самого божественного Тела и Крови Спасителя? Но что может служить лучше этого и к укреплению в духовной жизни, и в борьбе со страстями, и залогом обетовании вечных?

Итак, в вас есть теперь все, из чего слагается начало нашего спасения: и желание быть добрыми, и силы на добро, и решимость сражаться с пороками, и свобода от них, и вожделение жизни вечной, и сам залог и обещание ее. С этим-то благим началом приветствуем мы теперь вас; приветствуем и молим хранить и продолжать начатое, воспользоваться преимуществами нового благодатного состояния, устремиться по пути правды, к вам приближенному и для вас открытому, употребить в дело благодать помилования и освящения, а для этого — немедленно поразмыслить, как вам вести себя с этих пор, что оставить, что начать и что продолжать. Ибо отчего погибали плоды прежних говений, исповедей и причащений? Именно оттого, что не было взято необходимых мер для их охранения; оттого, что с окончанием говения думали — кончилось само дело спасения; оттого, что, выйдя из храма после причащения, тотчас предавались прежнему образу мыслей и действий. Погибнут эти драгоценные плоды и теперь, если поступим так же, как поступали прежде; погибнут и теперь, если не поспешим удалиться от всего, что соблазняло и губило нас; погибнут, если не будем бодрствовать над собою, хранить свое сердце и совесть, ограждать себя непрестанно страхом Божиим и тайною молитвою.

Стойте же, возлюбленные, трезвитесь, бодрствуйте, мужайтесь, укрепляйтесь, возрастайте, совершенствуйтесь! Преподав вам вчера отпущение грехов, а ныне — Тело и Кровь Господа, мы уже ничего более не можем сделать для вас, как только продолжить наши молитвы о спасении вашем и быть готовыми руководить вас на пути к небу. А вам надобно устремиться на дело и на делание свое до вечера вашей жизни. Господь Всещедрый, подавший вам духа покаяния и молитв, да дарует вам и духа постоянства и терпения в деле благом (см. 2 Фес. 2,17) и да предохранит от пагубного возвращения вспять! Аминь.


Опубликовано: Сочинения (полное собрание) в шести томах. Т. IV. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица. СПб. 1908.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800-1857) — ректор Киевской духовной академии, профессор богословия; член Российской академии (1836); член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время "Русским Златоустом".



На главную

Творения Святителя Иннокентия (Борисова)

Монастыри и храмы Северо-запада