М.Н. Катков
Организация промышленного образования

На главную

Произведения М.Н. Каткова



Москва, 25 февраля 1887

Реформа 1871 года поставила на правильный путь наши гимназии как подготовительную школу к высшему научному образованию; в начале восьмидесятых годов последовала реорганизация среднего военного образования, превратившая бессодержательные так называемые военные гимназии в военные кадетские корпуса; затем в церковно-приходской школе был создан тип начального училища, соответствующий истинным потребностям нашего народа; наконец, два года тому назад совершилось коренное преобразование университетского учения.

Ныне министерство народного просвещения приступает к правильной организации нашего промышленного образования, а вместе с тем и к давно ожидаемой реформе реальных училищ. Когда будет сделан этот последний шаг, все многоразличные учебные заведения России получат свое ясно определенное назначение и составят одно целое, в котором каждая часть, сохраняя свою характеристическую особенность, будет не мешать и вредить другим частям, а напротив, одна другой содействовать. Тогда наступит и время заняться тем усовершенствованием частей, в котором все более или менее нуждаются, но к которому доселе нельзя было приступить с должным вниманием, пока не была окончательно разрешена последняя задача общей реформы всего учебно-воспитательного дела.

Еще в 1878 году министру финансов было предоставлено изготовить общий план промышленного образования в империи, а когда в 1881 году почти все технические учебные заведения, состоявшие в ведении министерства финансов, были переданы в заведывание министерства народного просвещения, на его обязанность перешло также и составление общего плана. План этот в настоящее время вполне готов во всех своих подробностях и уже внесен министром народного просвещения в Государственный совет.

Этот обширный и сложный проект основан на зрелом изучении основных начал промышленного образования в России в связи с системой общего народного образования. Мы видим пред собой целую тщательно обдуманную систему промышленных училищ, примыкающих ко всем общеобразовательным заведениям и представляющих градацию технического обучения начиная с народной школы и кончая высшими специальными учебными заведениями.

Первое звено в системе промышленного образования есть организация ручного труда в начальных городских и сельских училищах в виде факультативных занятий под руководством опытных учителей. На первое время министерство предполагает обратить свое внимание лишь на приготовление подобных учителей в некоторых учительских институтах и на летних учительских курсах, с тем чтобы посредством этих тщательно подготовленных преподавателей распространить занятия простым ручным трудом по примеру Швеции, Германии, Франции, наконец, и нашей Финляндии, в начальных городских и сельских училищах в виде полезного физического труда, развивающего верность глаза и ловкость руки и приучающего в то же время ко внимательности, порядку и терпению.

Второе звено в системе промышленного образования представляют в проекте министерства ремесленные училища, имеющие целью практическое обучение приемам какого-либо производства и сообщение знаний и умений, необходимых для осмысленной на данном производстве работы. Поступать в эти училища могут дети, окончившие курс в училищах церковноприходских, одноклассных, сельских и городских приходских, с тем чтоб оставаться в ремесленном училище от трех до пяти лет, дополняя свое общее образование до степени двухклассного сельского училища и посвящая главное свое внимание тщательному изучению преподаваемого в училище ремесла. Такие школы могли бы с особым удобством устраиваться при фабриках и заводах и давать нам толковых, грамотных и знающих свое дело мастеровых.

На третьей ступени министерство ставит низшие технические училища, где обучение основывается на курсе училищ городских, уездных и двухклассных сельских и продолжается три года. Низшие технические училища могут иметь каждое свою специальность (механические школы, строительные школы, химические школы и т.п.), но наряду с обучением приемам какого-либо отдельного производства они сообщают своим воспитанникам знания, необходимые уже не простому рабочему, а ближайшему руководителю труда рабочих в промышленных заведениях.

Еще более законченное промышленное образование воспитанники получат в средних технических училищах, куда они вступят по окончании курса пятиклассного реального училища. Организация средних технических училищ, курс которых будет четырехлетний, может быть очень различна, смотря по обстоятельствам и местным условиям. Они могут находиться в связи с реальными училищами, служа как бы их дополнением, но они точно так же могут иметь совершенно самостоятельное существование, и притом либо иметь в виду только одну специальность, либо представлять соединение нескольких специальных школ (строительной, механической, химической) в виде параллельных отделений. Из этих школ будут выходить техники как ближайшие помощники инженеров и других высших руководителей промышленного дела. Это будут те практические и опытные деятели, в которых наша промышленность крайне нуждается, прибегая за недостатком своих к помощи выписных из-за границы техников иностранных.

Наконец, пятою и последнею ступенью в системе промышленного образования будут существующие уже ныне высшие технические учебные заведения, в которые будут поступать как молодые люди, кончившие курс в гимназиях и получившие аттестат зрелости, так и те, что прошли полный курс среднего технического училища.

Таким образом, мы видим, что все различные типы профессиональных школ согласованы не только между собою, но и с различными типами общеобразовательных заведений. При этом как низшие и средние технические училища, так и училища ремесленные могут существовать отдельно от других училищ или же могут составлять одно целое и находиться в управлении общем с приготовительными к ним школами общего образования. Но, кроме того, промышленные школы различные степеней и специальностей могут соединяться в общее учебное заведение. Предполагается также соединять по мере возможности со всеми промышленными училищами дополнительные школы (по примеру немецких Fortbildungsschulen [школы профессионального обучения (нем.)]) для технического усовершенствования фабричных рабочих в свободное от их работ время.

Главное преимущество вышеизложенной системы промышленного образования заключается, без сомнения, в том, что, допуская самые разнообразные комбинации в устройстве технических училищ сообразно с местными условиями, она тем не менее сохраняет полное единство между этими училищами, направляя каждое из них к заранее намеченной и ясно определенной цели. Простота и единство в величайшем разнообразии — вот характеристический признак этой зрело обдуманной системы; вместе с тем она несомненно полезна, приготовляя должным образом людей, предназначающих себя на различные степени технической деятельности, начиная с простого ремесленника и кончая инженером.

Но если новый проект министра народного просвещения принесет весьма существенную пользу правильному развитию нашего промышленного образования, он окажется немаловажную услугу и правильной постановке нашего общеобразовательного дела. Одновременно с организацией промышленных учебных заведений он имеет в виду и реформу реальных училищ, с тем чтобы придать им определенный характер и ясно обозначенную цель, каких они до сих пор у нас не имели.

Реальные училища произошли на свет вследствие некоторого компромисса с партией, тогда в правительстве сильною, которая всеми мерами противилась установлению классической системы и старалась подорвать ее параллельными заведениями «без чести и имени», которым фальшиво присвоено было имя реальных. Борьба была упорная и жестокая. Дело реформы было спасено; партия «двух путей» к высшему образованию потерпела поражения; гимназии не были повреждены, и тип «реальных» училищ в том смысле, как добивалась противная партия, не осуществился. Но при ожесточенном противодействии невозможно было вполне осуществить и тип действительно полезных учебных заведений с практическим характером. Наглость противников реформы доходила до того, что они открыто вооружались именно против полезного и деятельного устройства учебных заведений, и партизаны реальных училищ становились их ожесточенными противниками, как только возникала речь о том, чтобы сделать их согласно их названию реальными. Пришлось удовольствоваться учреждением школ, по крайней мере безвредных, если не полезных, — по возможности пригодных, лишь бы избежать негодных.

Стремясь к трем различным целям, оне ни одной не достигают. С одной стороны, оне хотят снабдить своих воспитанников средним образованием какого-то неопределенного общего характера, с тем, однако, чтоб оно соперничало чуть не с образованием гимназическим; с другой стороны, они предлагают выработать из своих воспитанников людей, способных приступить тотчас же по выходе из училища к какой-нибудь средней технической деятельности; и, наконец, с третьей стороны, они имеют в виду подготовлять своих питомцев к поступлению в высшие технические школы. Но общее образование, получаемое в наших реальных училищах, при своей легковесности, конечно, не может идти в сравнение с тем, которое молодые люди получают в гимназиях; что же касается технической подготовки воспитанников в реальных училищах, то она оказывается совершенно недостаточною как для вступления на практическое поприще, так и для продолжения технического образования в высших специальных заведениях. После шестилетнего курса с общеобразовательною программой ученики реальных училищ остаются еще один год в специальном седьмом классе, где они, конечно, не успевают ознакомиться даже приблизительно с тем техническим делом, которому они думают посвятить себя.

Промышленность, очень нуждаясь в опытных техниках, не доверяет бывшим ученикам реальных училищ, так как они, занимаясь лишь в течение одного года в училище техническими предметами, конечно, не могут освоиться в достаточной степени с приемами технического производства.

Неудивительно, что при таких условиях молодые люди, кончающие семилетний курс реального училища, в большинстве случаев не переходят, а стараются поступить в высшие специальные заведения, которые вследствие этого чрезмерного наплыва могут принимать лишь небольшое количество молодых людей по конкурсному испытанию; но и эти счастливцы встречают большие затруднения при прохождении курса в высшем специальном заведении, так как они не только совершенно не подготовлены к сериозным теоретическим занятиям, но и не обладают опытностью в технической практике. Большинство бывших учеников реальных училищ, не имея, таким образом, возможности докончить свое техническое образование и не приготовленные к практической деятельности, остаются без дела и справедливо ропщут на учебные заведения, которые их ни к чему дельному не подготовили. Увеличивать для устранения этого прискорбного явления число высших технических учебных заведений было бы неразумно, так как наша промышленность нуждается не столько в теоретических, сколько в опытных техниках, получивших практическую подготовку.

Из этих соображений легко можно усмотреть, в какой именно реформе нуждаются наши неудавшиеся реальные училища. Они должны быть так устроены, чтобы доставлять обучающемуся в них юношеству лишь такого рода общее образование, которое было бы приспособлено к чисто практическим потребностям и к приобретению технических познаний, прямо применяемых к делу.

При этом не следует упускать из виду также и то обстоятельство, что реальные училища назначаются для тех классов населения, которые ввиду невозможности для детей продолжительного учения отказываются от высших степеней образования и для которых, следовательно, существенно важно, чтобы дети по возможности скорее оканчивали свое школьное образование.

Ввиду всего этого проект министра народного просвещения назначает для реальных училищ пятилетний курс общего образования, после которого ученики могли бы поступить в те четырехлетние средние технические училища, о которых мы говорили выше и которые имеют специальным своим назначением вырабатывать опытных техников, вполне готовых для практической деятельности на промышленном поприще.

Но, сверх того, молодым людям, прошедшим весь девятилетний курс общего и технического образования, будет открыт доступ и в высшие технические заведения наравне с гимназистами, получившими аттестаты зрелости (которые, однако, будут поступать в эти заведения по предварительном испытании в техническом рисовании). Таким образом, наши высшие специальные заведения будут наполняться, с одной стороны, молодыми людьми, подготовленными к научным занятиям, а с другой стороны, опытными техниками, которые, укрепившись уже в практической деятельности, получат возможность осветить ее научными данными. При этом нечего будет опасаться теперешнего чрезмерного наплыва желающих поступить в высшие специальные заведения из средних технических училищ; при том практическом направлении, которое придается этим училищам, и при той несомненной нужде, которую имеет промышленность в техниках этого образования, молодые люди, кончившие курс в средних технических училищах, легко будут находить себе выгодные занятия в практической жизни, и лишь особенно даровитые будут искать высшего образования в специальных училищах.

С другой стороны, и гимназиям не будет грозить опасность наплыва малоспособных учеников, так как молодым людям, кончившим пятилетний курс реальных училищ, будут предоставлены те же права по отбыванию воинской повинности, коими пользуются окончившие курс в учебных заведениях первых двух разрядов.

Таковы в общих чертах главные основания предполагаемой реформы, которая по своему важному значению достойно примыкает к предыдущим великим реформам в нашем учебно-образовательном деле. Предоставляем себе возвратиться к подробному рассмотрению проекта в его частностях.


Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1887. 26 февраля. № 56.

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости", основоположник русской политической журналистики.


На главную

Произведения М.Н. Каткова

Монастыри и храмы Северо-запада