| ||
Наконец наступила пора привыкнуть к великой утрате, понесенной нашей церковью и нашим отечеством. Ряд скорбных торжеств, сколько церковных, столько же и народных, завершен. Смертные останки великого иерарха возвращены земле. "Теперь, по окончании всех этих печальных торжеств, - пишут нам из Лавры, - у нас гробовая и поистине тяжелая тишина". И не в одной Лавре долго будет ощущаться пустота, оставленная этим погребением. В лице почившего взят у нас старейший из наших иерархов, пятьдесят лет украшавший собою церковь, - но также и старейший из исторических вечно-памятных деятелей нашей эпохи и нашей страны, великий ум, каких во всякую эпоху и во всякой стране бывает немного. Пятьдесят лет - много времени, но многоплодная деятельность Филарета простирается далеко за пределы этого срока, объемлет все столетие наше, которое уже близится к своей последней четверти. В своей памяти отшедший владыка оставил нам и потомкам нашим богатое наследие. Отныне он становится неистощимым предметом изучения, которое не преминет внести новые силы в наше сознание, в наше просвещение. Прошедшая жизнь великого ума, следившего за всем, на все отзывавшегося и во всем принимавшего участие, снова вступит в действие для созерцающей мысли и разумения. Помещаем сегодня описание всего происходившего в Троицкой Сергиевской лавре 28-го при погребении тела, с которым за три дня пред сим простилась Москва, и последнюю надгробную речь, при этом произнесенную, так же как и знаменательное сообщение досточтимого наместника Лавры о. архимандрита Антония. К сожалению, мы не можем поместить сегодня слово, сказанное пред погребением проф. протоиереем Сергиевским, как вчера, при описании дней 26 и 27 ноября, мы не могли поместить речи, сказанные ректором Вифанской семинарии архимандритом Сергием и бакалавром академии иеромонахом Иоанном. Завтра мы пополним пропущенное, считая своим долгом в возможной для нашей газеты полноте сообщить все, что имеет отношение к событиям этих дней наполнявшим собою нашу первопрестольную столицу и имеющим столь великое значение в нашей народной жизни. Могила закрылась, последнее слово сказано. Да будет теперь позволено положить на эту великую могилу благоухающий цветок, который сохранила для нее наша поэзия. Мы восходим к давнему времени, за сорок лет пред сим. Это было в 1828 году. У Пушкина в одну из тех тяжелых минут душевного разлада, когда меркнет свет и жизнь теряет свое значение, минут всем более или менее знакомых, вырвался стих, изображающий это болезненное состояние упадка, уныния и ропота: Дар напрасный, дар случайный,
На этот стон потерявшейся души, на этот ропот самопожирающего отчаяния вскоре появился в одном из тогдашних периодических изданий безыменный ответ: Не напрасно, не случайно
Не всем, быть может, известно, что этот кроткий восстановляющий, врачующий голос шел от ныне почившего архипастыря. И вот как отозвалась тогда чуткая душа поэта на это святое слово назидающей любви: В часы забав иль праздной скуки,
В каких чудных неувядающих чертах запечатлелся здесь облик ныне оплакиваемого иерарха! Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1867. 30 ноября. № 262.
Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".
| ||
|