М.Н. Катков
Прогресс России за последние шесть лет в связи с пробуждением в ней национального сознания

На главную

Произведения М.Н. Каткова


Как ни мало соответствует теперешнее состояние России тому, что было бы для патриота желательно и чего требует ее международное положение, нельзя не сознать, однако же, что она идет по пути улучшений с замечательною быстротой и что эти улучшения глубоко проникают в народную жизнь, возвышая ее и облагораживая. Если мы перенесемся мыслью не далее как за шесть лет назад, то наше отечество предстанет нам в таком виде, что мы в нем едва узнаем теперешнюю Россию. В самом деле, за шесть лет перед сим в России господствовало еще крепостное право, и его спутник, всеобщий застой, отражался на всех проявлениях государственной и народной жизни. Достаточно припомнить, что тогда не было даже железной дороги, связывающей Россию с западною Европой, и только между Москвой и Петербургом существовало сообщение посредством рельсового пути, незадолго перед тем открытое. В этой глуши царствовало унылое равнодушие к государственным интересам, а немногие принимавшие в них участие взирали на ближайшее будущее с тревожным опасением, которое было внушаемо и крестьянскою реформой, и польским возраставшим волнением, и, наконец, признаками разложения, явственно видевшимися и в литературе, и в настроении общества, и в колебаниях администрации, не обнаруживавших ясной программы действий. Теперь, правда, еще не вполне устранены все эти недостатки, но какой громадный шаг уже неоспоримо сделан к их устранению! Польский мятеж стоил России тяжелых жертв, но он протрезвил Россию еще более, чем протрезвила ее Крымская война. Та подействовала более отрицательно; она обличила несостоятельность существовавшего порядка вещей, но стремления к лучшему, ее вызванные, были неопределенны; в них было более недовольства, чем одушевления, более лихорадочного раздражения, чем здорового чувства действительных потребностей. Акционерная лихорадка, так несчастно окончившаяся, более или менее повторилась и в других сферах народной и государственной жизни. Почва, на которой совершался наш прогресс в то недавнее и тем не менее так далеко позади нас оставшееся время, была зыбкая почва именно потому, что она была не наша национальная почва. Как Антей древних сказаний вбирал в себя непреодолимую силу каждый раз, как прикасался к своей матери Земле, так и прогресс наш долженствовал быть возвращен на свою национальную почву, чтобы войдти в действительную силу. Судьбы России избрали орудием для осуществления этой цели польский мятеж. Он пробудил с небывалою прежде силой русской национальное чувство, и тотчас же наши прогрессивные стремления освободились от своего прежнего фантастического характера. Нельзя не удивляться тому, как быстро совершилось это превращение, как скоро повсюду распространилось сознание о том, в чем заключаются действительные потребности России. Общий голос, идущий изо всех частей России - по нашему положению нам всего удобнее слышать его - с поразительным единодушием указывает теперь на существенные условия прогресса в России. Национальная политика, училища, суды и железные дороги - вот на чем сосредоточиваются общие желания, соединяющие и одушевляющие всех мыслящих людей изо всех классов русского народа. Кто теперь будет отрицать соответствие этих желаний с действительными потребностями России? А между тем много ли было шесть лет тому назад людей, которыми сознавались бы эти потребности с достаточною ясностью и силой? Мы в полном праве сказать, что за последние годы общественное сознание в России сделало неимоверный успех.



Дело, впрочем, не ограничивается общественным сознанием; оно переходит уже в исполнение. По отношению к Западному краю национальная политика провозглашена с высоты престола, и ее сила мало-помалу распространяется на весь польский вопрос России. По училищной части предстоит еще немало трудной работы, но училища ведомства народного просвещения, как ни многого оставляют еще желать, видимо оживают уже от одного провозглашения правильного начала, а ожидаемое в самом скором времени преобразование духовных училищ, конечно, не погрешит против здравых требований времени по отношению к школам, приготовляющим народу его духовных пастырей. Новые суды введены в округах Московском и Петербургском и вводятся в округе Харьковском. При многосложности, может быть, чрезмерной, их личного состава замещение их представляет сериозные трудности, но публичность судебных действий напрягает силы деятелей, а независимость их от администрации отнимает у этой последней всякое побуждение препятствовать гласному обсуждению самомалейших уклонений от точного исполнения судейской обязанности, чем в значительной степени обеспечивается успешный ход судебной реформы. Наконец, по железнодорожному делу после довольно продолжительного застоя обнаружилось такое оживление, какого нельзя было и ожидать не только за шесть лет, но и за два года перед сим. Нынешнею весной будут производиться работы на всей линии между Москвой и Одессой, и можно надеяться, что через два года, за исключением моста через Днепр у Киева, откроется движение по всей этой главной артерии нашего государства. Между тем компания, имеющая соединить Курск через Харьков с северным углом Азовского моря, по-видимому, готова образоваться. Не менее близко к осуществлению и дело железной дороги из Витебска через Смоленск в Орел, а для дороги Смоленско-Московской, настоятельно требуемой интересами Москвы, делаются хотя и предварительные, но весьма сериозные приготовления. В то же время счастливая Рязанско-Козловская дорога успела дать два отпрыска, находящиеся в построении: один в Моршанск к Пензе, другой в Воронеж к земле Войска Донского, уже имеющей Грушевскую дорогу, идущую навстречу Воронежу. Можно сказать с уверенностью, что Россия наконец вполне сознала ту важность, которую имеют для нее, более чем для какой-нибудь другой страны, железные дороги, могущие вознаградить ее и за отдаленность от морей, и за невыгодное течение ее главных рек, и, наконец, за ее климат, лишающий ее в продолжение полугода возможности пользоваться даже теми реками, которые у нее есть. Физические условия, задерживавшие русский народ в его историческом движении, поставили Россию позади западной Европы. Они не могут быть побеждены ничем иным, кроме железных дорог и лучшего пользования русским югом, к чему дадут нам возможность опять-таки только железные дороги. Газета "Globe" на днях справедливо заметила, что железные дороги - главная потребность России и что эта потребность теперь вполне сознана ею. В этом главный залог нашего успеха, как материального, так и умственного и политического.

Москва, 27 января 1867


Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1867. 28 января. № 23.

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости", основоположник русской политической журналистики.


На главную

Произведения М.Н. Каткова

Храмы Северо-запада России