В.Д. Катков
Религия и общественная жизнь

На главную

Произведения В.Д. Каткова


Широкое развитие среди некоторых слоев общества социалистических учений вызывает ео ipso вопрос о значении религии в общественной жизни. Это естественно. По законам человеческого мышления всякое утверждение подразумевает отрицание чего-то другого и всякое отрицание - утверждение. А так как социализм есть учение глубоко отрицательное по отношению к религии, то вопрос о значении религии в общественной жизни выдвигается сам собой в силу уже одного факта распространения социалистических доктрин.

Скрыть глубокий антагонизм религии и социалистических учений можно только перед наивными и невежественными людьми. Ярлык же "социализма", наклеиваемый часто на учения, опирающиеся на религию, как например, в так называемом "христианском социализме", есть ложный или условный ярлык, не соответствующий существу дела. Социализм в истинном смысле слова есть учение антирелигиозное, в частности - антихристианское.

Так, вопрос о религии и ее значении для жизни приобретает новое значение и новую силу в наш маловерный век, наперекор стремлениям забыть о ней, представить ее в виде отжившего фактора жизни, до которого, де, как до "частного дела", ни одному "умному" человеку не может быть дела, а государству - и всего менее.

В социализме воспитывают у нас теперь молодежь в средней и высшей школе при помощи, содействии или попустительстве наших горе-педагогов и руководителей учебного дела. К социализму притягиваются простые люди, одурачиваемые разными "пропагандами" и наделяемые за это титулом "сознательных", то есть на деле "наиболее обманутых". В последнее время число этих одураченных чрезвычайно возросло, так как в обмане социалистические пропагандисты - виртуозы, и не напрасно сказано в Евангелии, что сыны "века сего" догадливее, то есть находчивее и изворотливее, сынов "света".



Противорелигиозные стремления, внушаемые социализмом своим "сознательным" последователям, картинно очерчены в одном стихотворении Генриха Гейне, цитируемом часто Бебелем и его "товарищами". Им, де, социалистам, нет никакого дела до "неба". Его они "предоставляют ангелам и воробьям" (Deutchland, Wintermarchen Kaput I). Их взоры устремлены постоянно на землю, на земное существование и земные блага: хлеб, вино, розы, мирты, красивые женщины, удовольствие, сахарный горошек, торты и пирожное... И мы знаем, что во всех этих вещах Гейне и основатели и пророки социализма (Маркс, Энгельс, Лассаль, Бебель) понимали толк, любили их и ставили выше всего прочего: как учили, так и жили. Лишения и страдания других не мешали им (как Гейне и Лассалю) вести жизнь отвратительнейших виверов и наживать миллионы (как Энгельс и Бебель) или находить весьма нечистые, чисто иудейские средства пользоваться состоянием других (Гейне, Лассаль).

Какое дело всем этим пророкам "новой, лучшей" будто бы жизни до "праздных и беспокойных вопросов" человеческого духа, когда и дух этот "одна метафизика", и все в сущности сводится к вопросам "желудка". Были бы полны и правильно расставлены корыта, а до всего прочего им никакого дела нет... Где же тут место для религии?

Если нравственная физиономия певцов и проповедников социализма, вроде Гейне и Лассаля отталкивает всякого человека, выросшего в "отсталых" воззрениях христианской морали о чистоте и порядочности, то, с другой стороны, их политическая деятельность свидетельствует весьма ярко об отсутствии у них понимания общественной жизни и той складки государственного ума, которая одна и может сделать из человека полезного общественного и политического руководителя народа.

То обстоятельство, что они оказывали и оказывают часто большое влияние на толпу и на расшатанную в своих нравственных устоях полуинтеллигенцию, не служит, конечно, доказательством полезности их общественной деятельности. Толпа - плохой мыслитель и самый дурной политик. Лгать же перед толпой, льстить ей и этим выслуживать ее благорасположение - не великое искусство для человека, не обремененного моралью, санкционированной христианский религией.

Таким образом, уже из сказанного видно, что религия, об упразднении которой так много хлопочут пророки социализма, имеет по отношению к общественной жизни большое значение в двух направлениях: 1) со стороны ее понимания и 2) со стороны ее улучшения.

В этих двух направлениях мы и рассмотрим значение религии.

Ad 1. Не будучи наукой, не заменяя и не упраздняя ее, религия имеет величайшее значение для человека науки: для понимание мира и жизни.

Мудрость человеческая заключается в том, чтобы знать относительную ценность вещей. И ничто в мире не содействует достижению этой мудрости так, как религия. В этом случае ее заменить никто не может. Только религия помогает нам найти непреходящие, вечные и высшие ценности. Только она одна способна разоблачить перед нами суету и обманчивость многих вещей, которые для близорукой толпы являются конечными побуждениями деятельности.

Только религия обеспечивает нам ту гармонию стремлений и миросозерцания, которая ведет нас к познанию истинного соотношения общественных сил и даров индивидуального духа. Уравновешивая борющиеся стороны индивидуальной и народной души, религия выдвигает на вид те ее дарования, которые обыкновенно упускаются из виду при одностороннем рассудочном взгляде на мир и на жизнь, который почти неизбежно образуется у людей, хотя и ученых, но лишенных той мудрости, которую может дать выстраданная человечеством вера. Религия апеллирует не только к уму, но и к характеру людей: мужеству, способности деятельной любви, самоотвержению... Требования ее шире требований науки, и горизонты, ею открываемые, шире, полнее и ближе к реальной жизни, чем горизонты науки и якобы науки.

"Сыны века сего" бывают догадливее "сынов света", но не бывают мудрее их. Религия поистине мать разума. Религия - это вечная попытка решения важнейших вопросов мира, жизни и духа. Она всегда будила человеческую мысль, всегда питала ее и направляла на самые важные пункты. В недрах ее зачались и развились светские науки. Она же была матерью и философии. Источник мудрости "сынов света" - в их разобщении с миром.

Способность отрешаться от мира и рассматривать практические вещи общественной жизни сверху, с религиозной точки зрения, дает людям мудрость, которая не доступна человеку, потонувшему совершенно в мелочах житейской деятельности, всегда узкой и односторонней.

Религия ставит практического деятеля и мыслителя над миром и дает этим ему самый беспристрастный и верный взгляд на вещи этого мира внизу, равно как и руководительство в них. "Для кого земные вещи безразличны, - говорил некто, - тот может пользоваться ими лучше, чем другие".

Только маленькие люди боятся маленьких вещей, только трусы в нерешительности останавливаются перед опасностями этой жизни, и только люди, непросвещенные религиозным светом, придают вещам этого мира ценность, не соответствующую их действительному значению в мировой истории. Душа, лишенная света религии, похожа на растение, лишенное солнца. Она чахнет. Она не видит того, что всего важнее в общественной жизни, и придает несоразмерно огромное значение кажущимся ценностям. Поэтому и суждения ее в вопросах государственных в социальных полны ошибок и великих несообразностей, как мы это видим у социалистов различных оттенков: от социал-бандитов с окровавленными разбоями "на пользу человечества" руками до мирных и близоруких социал-невежд.

Люди, поставленные судьбой у кормила правления и чувствующие всю трудность правления людьми, равно как и всю связанную с ним ответственность, всегда и везде, сознательно и невольно, отдавали дань уважения религии, как советнице и воспитательнице мудрости в делах государственного управления. Случайные исключения из этого только подтверждали силу и верность общего правила.

На столетнем юбилее академии наук в Берлине, праздновавшемся несколько лет тому назад, император Вильгельм II обратился с речью к собравшимся лучшим представителям немецкой серьезной науки и темой этой речи избрал самый важный вопрос: об отношении между наукой и религией. Указав великие и богатые милости, которыми государственная власть всегда осыпала академию и представителей науки, он взывал к их долгу искать Бога в своих исследованиях, напоминая об опасностях атеистического материализма. Культ Величайшего Разума и "Солнца Правды" объединяет религию, науку и этику.

Ad 2. Без религии не может быть ни истинного понимания, ни истинная прогресса в общественной жизни.

Ставя перед человеком идеал высочайшего нравственного совершенства, религия является первой покровительницей и первым стимулом нравственного прогресса. Грязная жизнь по образцу Гейне и Лассаля и по примеру социалистических грабителей, убийц и развратников, никогда не найдет себе оправдания религиозной морали. Такую неблагодарную работу она предоставляет исповедникам "научного" социализма, оставляя за собой защиту нравственной чистоты, мира, бескорыстия, любви и самопожертвования.

Религия дает человеку глубокое понимание его обязанностей к обществу и мужество выносить невзгоды жизни на пути к достижению воплощения нравственного идеала в общественных отношениях. Она обращается к внутреннему человеку и требует от него улучшения и возвышения характера, без чего никакие внешние организации сами по себе не в состоянии дать людям счастье. Внешняя организация еще не производит перемены в человеческом сердце. Без внутренней дисциплины не может оказать помощи никакой внешней государственный и общественный строй.

В этом отношении религии к социальным и политическим вопросам - важнейшее отличие и важнейшее преимущество ее перед социалистическими учениями. Ничто не действует так разрушительно на прогресс в общественной и государственной жизни, как лежащая в основе социализма тенденция ослабить чувство личной ответственности, каждого ответственного лица и свалить всю вину на неблагоприятные внешние отношения: на социальное и политическое "устройство" страны, отсутствие априорно придуманной "конституции" или "обобоществления средств производства".

Религия правильно видит основной недостаток общественной жизни в недостатках и страстях отдельных людей: в их жадности, корыстолюбии, зависти, эгоизме, тщеславии, честолюбии, лени, пьянстве, неблагоразумии, невоздержанности, отсутствии терпения и пр.

Все эти нравственные недостатки исключены из программы социалистов. Социализм не дает людям никакого духовного идеала. Вместо идеализма религии, социалистические учения дают доступные толпе материалистические цели (вино, торты и пирожное стихотворения Гейне); и этот не духовный характер стремлений, это отсутствие высших идеалов составляет величайшую опасность общественной жизни нашего времени.

Да поможет нам Бог пережить скорее эту тяжелую эпоху нравственного, социального и политического упадка и возродить Родину к новой жизни на вечно юных началах религиозной морали!!!


Впервые опубликовано: Харьковские Губернские Ведомости. 1907. № 138.

Василий Данилович Катков (1867-1919) - русский правовед, профессор, публицист.


На главную

Произведения В.Д. Каткова

Храмы Северо-запада России