| ||
Май 1901 г. "Обломов", "Отеч. зап.". Мысль романа (351, 353). Только к лучшим дворянам приложимы слова Ольги (354). — Тетка Ольги — кой-что из Ек[атерины] II (208). — Ольга перетонена и вышла ходульной, неясной (382 — 3)., — Истое дворянство и истая служба (342 — 343). Социально-психологический состав барина (344). — Лучшее в Обломове — честное, верное сердце (447), его хар-ка. — Надгробие крепостному дворянству (463). — Главные моменты в истории падения дворянства. Барин — двусторонняя жертва: 1) приказного, цель к-рого, скопив капиталец за счет дворянина, из разночинцев втереться в дворяне и ввести своих детей в баре (346), и 2) управляющего из немцев, или тех же приказных, вроде Затертого, и, высосав имение, оставить наследникам его одни раскрытые избы. — Воспитание дворянской лени (365; ч. IV, 283). — Тентетников и Обломов (в тетради из обрезков р. 5). 14 мая 1909 г. Что такое обломовщина? Кличка изображенного автором настроения или жизнепонимания, которую он же сам придумал и навязал читателю, которому собственно и принадлежит право давать клички писателям и изображаемым ими типам и направлениям. Обломовское настроение или жизнепонимание, личное или массовое, характеризуется тремя господствующими особенностями: это 1) наклонность вносить в область нравственных отношений элемент эстетический, подменять идею долга тенденцией наслаждения, заповедь правды разменять на институтские мечты О кисейном счастье; 2) праздное убивание времени на ленивое и беспечное придумывание общественных теорий, оторванных от всякой действительности, от наличных условий, какого-либо исторически состоявшегося и разумно-мыслимого общежития; и 3) как заслуженная кара за обе эти греховные особенности, утрата охоты, а потом и способности понимать какую-либо исторически состоявшуюся или рационально допустимую действительность, с полным обессилием воли и с неврастеническим отвращением к труду, деятельности, но с сохранением оберегаемой бездельем и безводьем чистоты сердца и благородства духа. Так, нравственное сибаритство, бесплодие утопической мысли и бездельное тунеядство — вот наиболее характерные особенности этой обломовщины. Каждая из них имеет свой источник, глубоко коренится в нашем прошедшем и крупной струей входит в историческое течение нашей культуры... — Герои Гоголя — длинноногие кузнечики, скользящие по поверхности ночн. светляки темного болота, у Гончарова — живые люди, своими действиями освещающие самое дно его; это потому, что первый только зорко наблюдал и великолепно рисовал наблюдаемое, а второй упорно всматривался и вдумчиво прозревал сквозь рассматриваемые явления. Впервые опубликовано: Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. — М., Изд. "Наука" 1983.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911). Российский историк, академик (1900 г.), почетный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук. | ||
|