М.А. Кузмин
Бытовая безграмотность

Вернуться в библиотеку

На главную


Хорошо, что в этом году Успеньев день пришелся в понедельник, т.е. не в "мясопустный" день... А может быть, понедельник тоже "мясопуст". Помню, что четыре раза в неделю, а в какие не продают мяса, не стоя в хвосту, трудно запомнить. Да, так хорошо, что в этом году Успеньев день пришелся в понедельник, а то людям, соблюдающим церковные посты, не пришлось бы и разговеться.

Я благодарен судьбе, что вырос в семье, которая отчасти соблюдала бытовые и церковные мелочи домашнего уклада. По постным дням постились, по воскресным ходили к обедне, на масленице ели блины и катались, на именины пекли пироги и 9 марта - жаворонков. Не Бог весть какой быт, но приблизительная стройность получалась. И это было очень хорошо. Жить иначе казалось вроде как без календаря или часов в столовой.

Будучи мальчиком здоровым и непривередливым, я не тяготился постными днями и думал в простоте душевной, что они установлены для разнообразия меню, а не для умерщвления плоти.

По правде сказать, я и теперь так думаю. Посты - вещь церковная. Церковь же, как живой организм, помогает нам свободно и радостно жить. Свобода, конечно, в высоком значении этого слова, т.е. способность и веселая готовность от всего отказаться, если этого потребует убеждение, чувство или польза других. Готовность - еще не отказ и отнюдь не отвращение, а только настоящая оценка.

Практическое участие хотя бы во внешней церковно-бытовой жизни всегда несет устройство, покой и теплую гармоничность в наше житье.

В 1916 году церковных "мясопустных" дней около 200, а гражданских выйдет 208, нужно ли их разделять?

Потом, я знаю только три деления: 1) мясное (говядина, телятина, баранина, свинина, домашняя птица, дичь); 2) рыбное; 3) сырное (молочные продукты и яйца). В просторечье же мясом называется только говядина. А наши "мясопустные" дни - ни то ни се, и все не вовремя. Зачем брать слово из церковного устава? Тогда хвосты перед мясными лавками можно назвать "всенощным бдением". Конечно.

Я скромный и мирный обыватель, я не знаю и не разбираю, есть ли мясо, гниет ли оно где-нибудь, голод ли у нас, или спекулянты, или неисправные стрелочники, меня можно опекать (в 40-то лет), не давать вина, сахару, муки. Могут завтра заставить ходить не по Невскому, а по Гороховой, объявив, что Невский - только для ломовых. Я подчинюсь, даже не спрошу, кому это нужно. Но я люблю наш устав и с уважением отношусь к словам. И мне обидно, что официально накладывается название, ни с чем не сообразное, если это только не плохой каламбур.

"Мясопустные дни" (как название хотя бы), с точки зрения русского быта, церковного устава и русского языка, совершенная безграмотность и бестактность, если не большее что-нибудь.


Впервые опубликовано: "Биржевые ведомости". Вечерний выпуск. СПб. 1916. 2 сентября. № 15778. С. 4.

Кузмин Михаил Алексеевич (1872 - 1936) русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор.


Вернуться в библиотеку

На главную