М.А. Кузмин
<Рецензия на книгу: Гиппиус З. Лунные муравьи>

На главную

Произведения М.А. Кузмина


Шестая книга рассказов. М.: Альциона, 1912. Ц. 1 р.

З. Гиппиус избрала себе форму писаний, соединяющую рассказ с публицистическим фельетоном. Этот вид художественного произведения, особенно любимый Лесковым, дает большую свободу не ограничивать повествования строгою формой рассказа, а широко развивать рапсодии, не боясь отступлений, рассуждений и открытых намеков на злобы дня. Но что так отлично, удавалось Лескову при его отличном знании жизни, едком и своеобразном взгляде на каждое событие и сочном неподражаемом слоге, то не всегда удается З. Гиппиус. Нам кажется, что все ее рассказы суть фельетоны, ставящие вопросы, которые иногда интересуют автора, а иногда просто им придуманы на случай. Эти вопросы она излагает раскидистым, не всегда приятно развязным тоном и иллюстрирует как бы случаями из жизни. Но в том-то и беда, что эти случаи из жизни кажутся всегда выдуманными, а люди не живыми...

Думается, что никаких таких проституток, офицеров и сестер милосердия не было, и говорили они совсем не то и поступали не вполне так, как хочется З. Гиппиус, так что подтверждением ее доводам они никак не служат, и остаются только одни эти доводы г-жи Гиппиус, ни к чему нас не обязывающие. да фальшивые куклы, да раскидистые фельетоны. Отношение Гиппиус к тревожащим ее вопросам бессердечное и брезгливо-святошеское. Впрочем, разбираться в этом не входит в нашу задачу — c'est a prendre ou a laisser. Но нам кажется, что характеризовать всю послереволюционную эпоху лунными муравьями — несколько опрометчиво и скорее вытекает из умозрения, нежели из наблюдения.

Издана книжка "Альционой", следовательно — с изящной простотою.


Впервые опубликовано: Аполлон. 1912. № 3/4. С. 103.

Кузмин Михаил Алексеевич (1872-1936) русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор.



На главную

Произведения М.А. Кузмина

Монастыри и храмы Северо-запада