В.В. Маяковский
Notre-Dame

Из цикла «Париж»

На главную

Произведения В.В. Маяковского





      Другие здания
                              лежат,
                                          как грязная кора,
      в воспоминании
                                  о Notre-Dame’e.
      Прошедшего
                              возвышенный корабль,
      о время зацепившийся
                                              и севший на мель.
      Раскрыли дверь —
                                      тоски тяжелей;
      желе
              из железа —
                                      нелепее.
      Прошли
                  сквозь монаший
                                              служилый елей
      в соборное великолепие.
      Читал
                  письмена,
                                  украшавшие храм,
      про боговы блага
                                      на небе.
      Спускался в партер,
                                      подымался к хорам,
      смотрел удобства
                                      и мебель.
      Я вышел —
                          со мной
                                          переводчица-дура,
      щебечет
                      бантиком-ротиком:
      «Ну, как вам
                              нравится архитектура?
      Какая небесная готика!»
      Я взвесил все
                              и обдумал,—
                                                  ну вот:
      он лучше Блаженного Васьки.
      Конечно,
                      под клуб не пойдет —
                                                              темноват, —
      об этом не думали
                                      классики.
      Не стиль...
                          Я в этих делах не мастак.
      Не дался
                      старью на съедение.
      Но то хорошо,
                              что уже места
      готовы тебе
                          для сидения.
      Его
              ни к чему
                              перестраивать заново —
      приладим
                      с грехом пополам,
      а в наших —
                          ни стульев нет,
                                                      ни органов.
      Копнёшь —
                          одни купола.
      И лучше б оркестр,
                                      да игра дорога —
      сначала
                      не будет финансов,—
      а то ли дело
                          когда орган —
      играй
                  хоть пять сеансов.
      Ясно —
                      репертуар иной —
      фокстроты,
                          а не сопенье.
      Нельзя же
                          французскому госкино
      духовные песнопения.
      А для рекламы —
                                      не храм,
                                                      а краса —
      старайся
                      во все тяжкие.
      Электрорекламе —
                                          лучший фасад:
      меж башен
                          пустить перетяжки,
      да буквами разными:
                                          «Signe de Zoro»*,
      чтоб буквы бежали,
                                      как мышь.
      Такая реклама
                              так заорет,
      что видно
                      во весь Boulmlche**,
      А если
                      и лампочки
                                          вставить в глаза
      химерам
                      в углах собора,
      тогда —
                      никто не уйдет назад:
      подряд —
                          битковые сборы!
      Да, надо
                      быть
                              бережливым тут,
      ядром
                  чего
                          не попортив.
      В особенности,
                                  если пойдут
      громить
                      префектуру
                                          напротив.

              1925

______________________

* Знак Зоро (фр.).
** Бульвар Сен-Мишель (фр.).


Впервые опубликовано: Альманах «Красная новь». М. 1925. № 1.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) — российский и советский поэт-футурист, драматург, дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».


На главную

Произведения В.В. Маяковского

Монастыри и храмы Северо-запада