В.В. Маяковский
Версаль

Из цикла «Париж»

На главную

Произведения В.В. Маяковского





      По этой
                      дороге,
                                  спеша во дворец,
      бесчисленные Людовики
      трясли
                  в шелках
                                  золоченых каретц
      телес
                  десятипудовики.
      И ляжек
                      своих
                              отмахав шатуны,
      по ней,
                  марсельезой пропет,
      плюя на корону,
                                  теряя штаны,
      бежал
                  из Парижа
                                      Капет.
      Теперь
                      по ней
                                  веселый Париж
      гоняет
                  авто рассияв,—
      кокотки,
                  рантье, подсчитавший барыш,
      американцы
                              и я.
      Версаль.
                      Возглас первый:
      «Хорошо жили стервы!»
      Дворцы
                      на тыщи спален и зал —
      и в каждой
                          и стол
                                  и кровать.
      Таких
                  вторых
                              и построить нельзя —
      хоть целую жизнь
                                      воровать!
      А за дворцом,
                              и сюды
                                          и туды,
      чтоб жизнь им
                                  была
                                          свежа,
      пруды,
                  фонтаны,
                                  и снова пруды
      с фонтаном
                          из медных жаб.
      Вокруг,
                  в поощренье
                                          жантильных манер,
      дорожки
                      полны стату́ями —
      везде Аполлоны,
                                  а этих
                                              Венер
      безруких,—
                          так целые уймы.
      А дальше —
                          жилья
                                      для их Помпаду́рш —
      Большой Трианон
                                      и Маленький.
      Вот тут
                  Помпадуршу
                                          водили под душ,
      вот тут
                  помпадуршины спаленки.
      Смотрю на жизнь —
                                          ах, как не нова!
      Красивость —
                              аж дух выматывает!
      Как будто
                          влип
                                  в акварель Бенуа,
      к каким-то
                          стишкам Ахматовой.
      Я все осмотрел,
                                  поощупал вещи.
      Из всей
                      красотищи этой
      мне
              больше всего
                                      понравилась трещина
      на столике
                          Антуанетты.
      В него
                  штыка революции
                                                  клин
      вогнали,
                      пляша под распевку,
      когда
                  санкюлоты
                                      поволокли
      на эшафот
                          королевку.
      Смотрю,
                      а все же —
                                          завидные видики!
      Сады завидные —
                                      в розах!
      Скорей бы
                          культуру
                                          такой же выделки,
      но в новый,
                              машинный ро́змах!
      В музеи
                      вот эти
                                  лачуги б вымести!
      Сюда бы —
                          стальной
                                          и стекольный
      рабочий дворец
                                  миллионной вместимости,—
      такой,
                  чтоб и глазу больно.
      Всем,
                  еще имеющим
                                          купоны
                                                      и монеты,
      всем царям —
                              еще имеющимся —
                                                                  в назидание:
      с гильотины неба,
                                      головой Антуанетты,
      солнце
                  покатилось
                                      умирать на зданиях.
      Расплылась
                          и лип
                                      и каштанов толпа,
      слегка
                  листочки ворся.
      Прозрачный
                              вечерний
                                              небесный колпак
      закрыл
                      музейный Версаль.

              1925


Впервые опубликовано: Красная новь. М. 1925. № 5. Май.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) — российский и советский поэт-футурист, драматург, дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».


На главную

Произведения В.В. Маяковского

Монастыри и храмы Северо-запада