М.О. Меньшиков
Что такое душа

На главную

Произведения М.О. Меньшикова



Апрель, 1909

Я узнал нечто неожиданное для меня по этому вопросу. Читатели, вероятно, не забыли статью «Душа в темнице» молодого нашего профессора Богданова-Березовского. Эта статья — кажется в рождественском номере «Нового Времени» — воззвание к добрым людям, призыв помочь одному мальчику Алеше, слепо-глухо-немому от рождения, и помочь вообще, если можно, слепо-глухо-немым в России. При свидании с названным ученым я, каюсь, сначала отрицательно отнесся к его предприятию. «Стоит ли возиться,— говорил я,— с этими несчастными уродцами, как бы несущими на себе тройное проклятие за чьи-то грехи? Поддерживать их отчаянное существование не значит ли длить мучительную агонию? Слепо-глухо-немые — очевидно полные идиоты. Это — полурастения, полузвери. Спрашивается, зачем им жить? Не оскорбительно ли для общества и для природы столь унизительное бытие? Не есть ли такое бытие — длящееся преступление природы, заставляющее желать одного лишь — немедленного прекращения? Говоря о человеке, страшно произнести слово «смерть». Но у нас ежедневно вешают и вовсе не слепых, не немых и не глухих уродов, а людей иногда в расцвете сил и красоты. Можно не желать, но можно ли жалеть о естественной смерти совсем раздавленных, полупогибших в зачатии своем детей? Ведь не тела же жаль, а души их, но разве есть у таких недородков душа?»

К моему смущению профессор сказал, что у слепо-глухо-немых детей есть душа, притом очень интересная, даже с философской стороны. Господин Богданов-Березовский — доктор медицины, он изучил этот вопрос весьма основательно. Еще лет восемь тому назад вышел капитальный труд его: «Положение глухонемых в России». В частности относительно слепо-глухо-немых господин Богданов-Березовский сообщил мне следующее.

Первая страна, обратившая внимание на трижды несчастных, была Швеция. На 2100 глухонемых в этой стране (в 1840 году) 90 человек были одновременно и слепы. У нас в России, по приблизительному подсчету, их находится около 2000 человек. В Швеции же была устроена первая школа для слепо-глухо-немых и там же сложился первый метод обучения их, изложенный Гоофгаардом, директором училища для этих несчастных в Тамаре. Впрочем и до него бывали отдельные случаи успешного обучения слепо-глухо-немых. Так, например, д-р Howe ооучал в 1829 году некую Лауру Бриджемен в Ганновере, которая на 20-м месяце от рождения потеряла зрение и слух. Благодаря особой методе воспитания она сделалась все-таки существом разумным, имела понятие о Боге, о времени, пространстве, различала добро от зла, могла писать, считать, говорить знаками, произносила несколько слов... Но все это еще не так удивительно. Вот что показалось мне совсем чудесным: трижды несчастная девушка,— слепая, глухая, немая,— всегда имела веселый характер. Обратите на это внимание! Представьте, что вы ничего не видите и не слышите, что вы абсолютно разобщены с природой, что у вас осталось одно лишь средство ощущать мир — осязать его. Оказывается, что при столь крайней нищете чувств можно иметь «всегда веселый характер».

Другую слепо-глухо-немую девушку, Анну Теммерман, воспитывал пастор Картон из Остенде. Ее начали учить поздно, на 20 году, когда она уже впадала в идиотизм. Ее удалось вернуть к разумной жизни. Все, кто занимался со слепо-глухо-немыми, точно определяют день, даже момент, когда душа погасшего человека проснулась. С этого момента обучение всегда идет с удивительным успехом. До пробуждения души дело ведется механически и результаты получаются не лучше, чем удаются ловкому дрессировщику очень умной собачонки. Бедный ребенок относится ко всему с тупым удивлением; он терпеливо подражает учителю. «Но вдруг,— говорит д-р Howe,— ребенка озарил свет истины: Бриджемен заметила, что она может обладать средством обозначить то, что совершается в ее душе, и что она может предать другой душе. Тотчас же лицо ее приняло осмысленное выражение, и с этого дня учение пошло быстрыми шагами».

Упомянутый выше Гоофгаард обучал слепо-глухо-немую дочь бедных крестьян Рангильду Каата. Вся Швеция приняла участие в этом ребенке. Гоофгаард сначала научил девочку осязанием читать с губ, т.е. ребенок держал руку на губах говорящего. Затем он сделал из жести вставочку, суживающуюся книзу так, что жидкость, наливаемая в нее (смесь сажи с олифой) вытекала при письме тонкой струей и засыхала, как камень. Девочка осязала это и получила таким образом достаточный запас слов. Одна обученная слепо-глухо-немая прилежно занималась рукоделием и под конец жизни сделалась учительницей. Одевалась она всегда прилично и тщательно, вела себя благопристойно. Все окружающее она воспринимала удивительно живо. С необыкновенной любознательностью и с жаром хваталась она за исследование незнакомых предметов — качество, которого недостает огромному большинству зрячего и слышащего человечества. Еще удивительнее история слепо-глухо-немой Елены Келлер, дочери капитана-американца.

«Ей не было и двух лет, когда она вследствие болезни потеряла зрение и слух (а следовательно, и способность речи). Путем методического обучения девочка выучилась говорить, поступила 14-ти лет в училище Правоведения в Нью-Йорке, а 16-ти лет в качестве кандидатки на звание домашней учительницы поступила в Кембриджскую школу. В эту школу каждый раз сопровождала ее особая учительница, которая и переводила ей преподавание каждого учителя. Кроме английского языка, слепо-глухо-немая барышня изучала французский, с успехом начала изучать латинскую грамматику. Особенно давался ей легко немецкий язык. Любознательность и доброта преподавателей Кембриджской школы помогли ей не меньше, чем ее способности. Преподавателям школы пришлось, например, изучить самим ручной алфавит. До этот Елена пальцами дотрагивалась до их рта и таким образом понимала, что они говорят. Когда ручной алфавит был изучен учителями, Елена с жадностью стала читать необходимые ей для экзаменов книги на английском, французском и немецком языках. Пришлось пройти курс арифметики, чтобы через год начать изучение алгебры. Было прочитано также много классических произведений по литературе и истории». В конце концов это трижды несчастное создание, слепое, глухое и немое, сдало все экзамены в университет и — обратите внимание! — Елена оказалась лучшей из своих нормальных сверстниц в немецком и английском языках.

«Всякая незнакомая книга, свежая статья представлялись для Елены Келлер новым полем исследования и все трудности превозмогались ею с величайшим наслаждением и радостью». Выдумаете, что Елена брала только усидчивостью? Ни мало: она «брала все гибкостью своего удивительного ума и широкою, всестороннею наблюдательностью». Необыкновенно любопытно описание ее экзаменов, особенно по немецкому языку. «Работа была не из легких. Несомненно, Елена чувствовала это. Брови ее нахмурились, пальцы сжались, на лице выступил пот, но литеры в ее руках правильно составляли английский текст с немецкого подлинника». За ней следили по часам, и бедная девушка блистательно справилась со всеми задачами. «Удивительно то, что ни один мужчина, ни одна женщина до сих пор не успевали подготовиться к вступительным экзаменам в Гарвардский колледж в такое короткое время — в один год. Отчего же это удалось 19-летней слепо-глухо-немой девушке?»*.

______________________

* См. Доктор Богданов-Березовский. Положение глухонемых в России. 190 Стр. 61—70.

______________________

В книге, из которой я цитирую эти строки, приведено одно из писем Елены Келлер, написанное изящным слогом. «Лекции,— пишет Елена,— начинаются на будущей неделе, но я еще не окончательно устроилась со своими университетскими делами. Дело в том, что мнения моих друзей расходятся относительно той системы, которой мне следует придерживаться в моих занятиях в Radcliffe College'e. Одни находят, что я не должна следовать по всем предметам за курсом, а могу заниматься тем из них, который меня больше интересует, что мне все-таки значительно облегчит задачу. Что касается до меня лично, то я бы лучше желала заниматься наравне с курсом всеми предметами. Мне бы доставило громадное удовольствие сознание, что я могу пройти все, что требуется по программе» и пр.


Опубликовано в сб.: Письма к ближним. СПб., 1906-1916.

Михаил Осипович Меньшиков (1859—1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.


На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада