М.О. Меньшиков
Два меча

На главную

Произведения М.О. Меньшикова


В шестидесятых годах положено начало разгрома двух главных устоев нашей государственности — армии и церкви. В обоих случаях разгром шел через преобразованную освободительную школу. Я писал недавно, какая гибельная ошибка была вводить в военные школы штатский дух. Не менее роковой ошибкой было вводить и в духовные школы мирские порядки. Что кадетские корпуса и семинарии 50-х годов были несовершенными, об этом что же говорить. Но вместо того чтобы усовершенствовать их так, чтобы военная школа была действительно военной, а духовная — действительно духовной, обе школы старались сделать сколько возможно штатскими. Нигилизм того времени не терпел ничего органического, ничего своеобразного, специального. Всех тянуло быть растрепанными и лохматыми не только в шевелюре и одежде, но в складе ума и чувства. Воинская дисциплина прихвостням тогдашнего нигилизма казалась унизительной только потому, что это был порядок, а не беспорядок. Чувство рыцарской чести казалось смехотворным. Долг отдать жизнь за родину казался глупостью. Военное искусство, военная одежда, некогда столь почетная, презирались. Именно под давлением этого пошленького либерализма военные корпуса назвали гимназиями, ввели туда штатские программы, сократили строевые и военные науки, повыгнали военных воспитателей (иногда высоких качеств) и заменили их штатскими. Выше всего поставили так называемое "развитие", т.е. тот мелкий дилетантизм, который отличает нашу радикальную интеллигенцию. Штатские наставники и учителя ставили своей заветной целью сделать кадетов и юнкеров похожими на штатских; они внушали безотчетное презрение к военщине, они ставили (и до сих пор ставят) гордостью готовить мальчиков в юристы, медики, инженеры, и чем больше уходило выпускных в университеты и институты, тем большее было торжество для преподавателей. Само военно-учебное начальство увлекалось "общим развитием", устраивало педагогические общества, педагогические музеи, курсы, выставки. В результате получился манчжурский провал с известной характеристикой нашего офицерства императором Вильгельмом.

Безусловно, та же самая пошло либеральная система была применена и к духовной школе. Как это ни невероятно, здесь тоже завели штатских преподавателей, тоже изгнали духовенство из заведывания школой, тоже ввели штатские программы, сжав донельзя духовные. Стремление подальше от специальности в духовной школе было даже больше, чем в военной. Как известно, мода — тиран, но особенно жестокий тиран в тех слоях, что тянутся за аристократией. Искони наше духовенство завидовало дворянству и старалось подражать ему. Подражание же всегда неумолимее оригинала; если Байрон, по вольности дворянства, мог обмолвиться уважением к какой-нибудь святыне, то подражатели его брали только сатанизм, только отрицание. Дворянство наше, утратив военный облик, увлеклось буржуазным миросозерцанием. Духовенство, подражая дворянству, старалось преувеличить мещанство, доведя его до пафоса. Духовенство выслало самых яростных нигилистов, оно рванулось вон из культа, рванулось с тем большей страстью, что это освобождало его от сословной приниженности. Быть штатскими, бросить свое презренное в их глазах сословие — это сделалось мечтой всех поповичей. Если бежали из военной школы, то тем стремительнее бежали из духовной. Наше мудрое правительство, вместо того чтобы остановить это безумие, вместо того чтобы поставить обе государственные школы — и военную, и духовную — настолько специально и увлекательно, чтобы не захотелось бежать из них, правительство лишило обе школы их естественного призвания и сделало межеумочными, полуштатскими, способными внушать лишь одно желание — бежать из них.

Сегодня я не успел познакомить читателя с докладной запиской арх. Антония — я это сделаю в следующее воскресенье. Читая эту записку, поражаешься, до какой степени наверху у нас исчез куда-то не только государственный, но просто житейский смысл. Уверяю вас, простой захолустный дьячок, простой сторож семинарский, если бы ему сказать, что нужно для духовной школы, придумал бы нечто неизмеримо более сообразное со здравым смыслом, чем их превосходительства и их преосвященства.


Опубликовано в сб.: Письма к ближним. СПб., Издание М.О. Меньшикова. 1907.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.



На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада