М.О. Меньшиков
Евреи и султан

На главную

Произведения М.О. Меньшикова



26 апреля, 1909

Молодой журналист господин С. рассказывал мне, что он написал как-то статью против евреев и послал отцу Иоанну Кронштадтскому, прося его благословения на свою дальнейшую литературную деятельность. Получился крайне сочувственный ответ и благословение, а о евреях такая фраза: «Какое им равноправие с христианами? Равноправие им с демонами в аду». Мнение, вы скажете, жестокое, но оно все-таки любопытно. Это мнение почти восьмидесятилетнего старца, который имел время понаблюдать евреев и сделать о них не поверхностный вывод. Это мнение человека глубоко религиозного, с чуткой совестью, постоянного молитвенника, дошедшего в приближении к Богу до степени чудотворного, прямо пророческого прозрения. Непрерывно вчитываясь в Евангелие и во всю громадную литературу, как облако окружающую Откровение, отец Иван, вероятно, извлек из священных книг тот именно разум, какой они заключают, и вот с точки зрения освященной христианством совести отец Иван сделал вышеприведенный вывод о евреях.

Юдофилы скажут: имеет ли цену мнение христианского священника о евреях? Христиане не могут забыть, чьи предки распяли христианского Бога, и антисемитизм есть вечное мщение за судебную ошибку в Иерусалиме. На это можно заметить: разве одни христиане крайне дурного мнения о евреях? Отвратительного мнения о них были древние египтяне, греки, ассирийцы, римляне — народы разных языческих вер, в теологию которых вовсе не входило еврейское богоубинство. Отвратительного мнения о евреях был сам Иегова — откройте-ка библейских пророков! В глазах Иеговы евреи повторили собою отпадение дьяволов, которые были созданы святыми и чистыми и которых пришлось изгнать из семьи Божией. Через шесть с половиной веков после Христа Магомет передает слова Аллаха: «За то, что они (евреи) нарушили завет, Мы прокляли их и сделали сердца их жесткими». «Ты непрестанно встречаешься с вероломством их, за исключением немногих из них» (гл. 5). Евреи в Коране называются «непотребным народом». Аллахом запрещена всякая дружба с ними. «Не обращал ли ты внимания на тех, которые дружатся с народом, на который гневается Бог? Они ни на вашей стороне, ни на их стороне: делая договоры, клянутся ложно, сами сознавая это. Им Бог приготовил жестокую казнь... они будут обитателями огня и в нем останутся вечно» (гл. 58).

Несчастный халиф Ислама, заточенный теперь на еврейской даче в Салониках, имеет время подумать о том, как сложится его «кисмет» (судьба). Едва ли он читал Шекспира, но если читал, то в своей собственной трагедии мог бы найти шекспировские штрихи. Что-то дьявольски утонченное в том, что Ислам разрушен не богатырскими народами, не русскими, не немцами, не англичанами, а самыми презренными из рабов ислама — армянами и евреями, и по преимуществу — евреями. По иронии всего трагического, объявить падишаху о низложении довелось армянину и еврею, причем салоникский еврей Красса с великолепным самохвальством заявил: «Не бойтесь, я гарантирую вам жизнь». Если верить немецкой печати, имеющей прекрасных корреспондентов с Востока, вся революция в Турции обязана «горсти еврейской интеллигенции из Салоник». Что такое Салоники? Об этом во французском гиде Joanne «De Paris — Constantinopole» сказано коротко: «Salonique, 1 ancienne Thessalonique, ville commersante de 110 000 hab., dont les deux tiers sont des israelites». Город, которого население на две трети еврейское. Надо заметить, что, как ближайший к центру Европы порт Эгейского моря, Салоники теперь гораздо важнее Константинополя для торговли с Востоком. Если Наполеон сказал когда-то, что «тот, кто будет владеть Константинополем, будет владеть миром», то это потому лишь, что Наполеону и во сне не снились пароходы и железные дороги. Демонические изобретения перевернули мир, подчинили сильные державы слабым, и в числе бесчисленных неожиданностей Константинополь принужден был уступить свое мировое значение Салоникам. Это совершилось совсем без шума, само собою, но как-то так обернулось, что новый мировой центр попал в лапы евреям.

Сверженного султана всюду считали хитрым, и в самом деле, немало нужно было иметь ловкости, чтобы тридцать три года держаться на обломках явно потерпевшей крушение империи. Абдул-Хамид сумел даже, как закатывающееся солнце, бросить на свое отечество прощальный луч славы, победить Грецию, усмирить несколько восстаний. Абдул-Хамиду приписывали громадный план объединить под своим халифатом все зеленое царство пророка, от Индии до Марокко. Он будто бы тратил огромные суммы на проповедь панисламизма, рассылал по разным странам фанатиков-пропагандистов, устраивал великолепные паломничества в Мекку и т.п. Войдя в тесную дружбу с императором Вильгельмом и сумев сохранить при этом благоволение Англии, султан тридцать лет считался повелителем отпавших областей, каковы Болгария, Босно-Герцоговина, Крит, Египет. Немало хитрости нужно было, чтобы поддерживать мираж величия своей короны. В кунсткамере международной жизни султан видел всех слонов и не сводил с них глаз, но микроба он, по-видимому, не приметил. Не доглядел салоникского еврея, который тем временем спешил плодиться и множиться и свил себе в Салониках вторую столицу государства, более важную, чем Стамбул. В течение десятков лет султан, очевидно, не имел ясного представления о том, что делают его обрезанные подданные и какова роль их в известном ему брожении младотурок. Султан по преимуществу боялся армян. Их справедливо называют христианскими жидами, но еврейские жиды оказались все-таки опаснее. Армяне, несомненно, той же сирийской паразитной крови, но в их истории есть два обезвреживающих до некоторой степени начала. Во-первых, какая ни на есть своя территория, т.е. натуральная черта оседлости, удерживающая ядро племени от разброда. Армяне недурные земледельцы у себя дома, тогда как евреи органически не прививаются ни к какой почве, хотя бы к ханаанской. Второе облагораживающее армян начало — христианство, одно из самых древних у этого племени. Хотя армяне вносят явное разрушение в строй турецкой жизни, но евреи оказались еще опаснее. Армяне в худшем случае националисты с землей, т.е. люди, мечтающие о возрождении своей народности в черте древнего наследия племени. Евреи же националисты без земли, и оседлостью своей считают весь земной шар. Государством новых иудеев остается их маленькая литература, сборник книг, превратившийся в идола. Ультранационалисты по сложившейся породе, по единству крови и характера, евреи — космополиты во всех других отношениях. Чтобы жить везде, как дома, евреям приходится бороться со всем домашним у всех народов, т.е. с религией, обычаями, законами, государственностью,— со всем, что индивидуально и национально. Это делается евреями безотчетно, с тем же неуважением к природе, которое питает колонист, забравшийся в пустыню. Для еврея все — добыча, все предмет эксплуатации, предмет приспособления к своим эгоистическим требованиям. Колонисту приходится, конечно, и самому приспособляться к особенностям природы: в одном месте он зверолов, в другом — скотовод, но он всегда остается эксплуататором, так и евреи: меняя веру, язык, обычаи, они сохраняют всегда корыстные цели и глубокое вероломство, подмеченное Магометом. На всех поприщах — в промышленности, в торговле, в печати, в школе, в администрации — евреи вносят с собою измену тому национализму, среди которого живут. В Турции в более резкой степени случилось то, что в России. Самое презренное среди мусульман племя протерлось во все ткани общества, всевозможными соблазнами и взятками овладело снисходительностью задремавших властей, захватило в свои руки влияние на умы, захватило органы пропаганды и довольно быстро обработало по-своему средний класс. Та «горсть космополитической еврейской интеллигенции», о которой говорит немецкая печать, и количественно, и качественно ничтожна, но вот подите же. Дрожжей довольно щепотки, чтобы поднять все тесто. В том и состоит ужас паразитизма, что ничтожное, почти невидимое влечет за собою катастрофу.

Младотурки простоваты, по-видимому, не меньше, чем наши октябристы, они уверовали, что в равноправии народностей спасение Турции.

Любопытно, как разовьется это равноправие. На низвергнутого султана евреи всего света льют теперь всевозможные помои, возводят преступления, которые ему, может быть, и не снились. Между прочим, именно ему ставят в вину жестокие избиения армян и еврейские погромы в Малой Азии. Но вот «кровавый султан» низложен, провозглашена новая эра. Новый архилиберальный султан поклялся в верности конституции, и в тот же день пришла весть об избиении 35 000 армян в Адане. Неужели и в этой резне виноват старый султан? Очевидно, евреи и армяне умели себя поставить в такое положение среди турков, что для последних не нужно подстрекательства властей для резни. Последняя вспыхивает импульсивно, как борьба за жизнь. В этой борьбе какая блистательная победа — низложение султана! Посаженный в еврейскую виллу в еврейском городе, пленник евреев трепещет за свою жизнь. Хуже того. Свалив султана, евреи начали шарить в его сундуках и портфелях, нашли чековые книжки и вкладные расписки: вот добыча! Может быть, это-то и была главная цель переворота. У султана, говорят, огромные суммы в иностранных банках. Чтобы овладеть ими, нужна подпись вклалчика. Как бы еще несчастного калифа правоверных не стали пытать...


Опубликовано в сб.: Письма к ближним. СПб., Издание М.О. Меньшикова. 1909.

Михаил Осипович Меньшиков (1859—1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.


На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада