М.О. Меньшиков
Повреждение корней

На главную

Произведения М.О. Меньшикова



Чем объяснить огромную высоту, на которой когда-то стояло духовенство в глазах власти? Конечно, только благочестием власти, благочестием духовенства и благочестием народа, к которому власть и священники принадлежали душой и телом.

Мы употребляем древние слова, не вдумываясь в их смысл: «благочестие», «благородство». Между ними чувствуется разница при каком-то внутреннем сходстве. Я думаю, что разница между этими понятиями та же, что между язычеством и христианством, и то же сходство. Идея язычества была благородство, идея христианства — благочестие. Я говорю о самых высоких выражениях обеих стихий. Благой род, хорошая порода, тщательный подбор расы, накопление не индивидуальных, чисто случайных, а родовых, т.е. вечных качеств — вот идея язычества. Древние варвары трезво смотрели на природу. Они наблюдали растения и животных, они видели, что дуб и лев всеми своими достоинствами обязаны не какой-либо проповеди, не какой-либо морали, а строгому подбору их пород в течение несчетных веков. Очевидно, есть возможность подобрать и человеческие типы, столь же могучие, отважные, победоносные, которые способны царствовать на земле, а не пресмыкаться. Древнее язычество взялось за эту задачу и упорно работало над ней в течение тысячелетий. Человечество расслоилось тогда на касты — благородные (т.е. хорошей, отборной породы) наверху, и всякое смешение их с низшими считалось преступлением. Низшие сословия по степеням их наследственных качеств сорганизованы были для основных государственных нужд — воины, земледельцы, ремесленники. Неорганизованный, не отлившийся в породу человеческий материал обращен был в рабство, и с ними обращались, как с домашними животными. До сих пор в разных странах, особенно в Индии, сохранились следы этого древнего, органического строения общества. Будь великая языческая идея вполне осуществлена, может быть, земля обратилась бы в царство Божие, в невозмутимый рай. Но природа задала себе, по-видимому, сверхсильную задачу. Кое-где, в замкнутых странах, удавалось сложиться хорошо отобранным породам, и «благородные» появлялись на земле. Олимп не был мифом, боги когда-то существовали, были живые гении и герои. Но едва лишь человеческий тип достигал совершенства, начиналось неизбежное крушение его. Забвение исторического завета, капризная влюбленность, прихоть, произвол, и вот «сыны Божие смешались с дочерьми человеческими». Отголоски падения рас вы встречаете в Библии. Именно этим свойством объясняется постепенное «извращение плоти», приведшее к гневу Божию — к всемирному потопу.

Ни Индии, ни Ассиро-Вавилонии, ни Персии, ни Египту не удалось поставить громадные человеческие бассейны в условия хорошего скотного двора. Породы слагались и разлагались, и вместе с ними слагалось и разлагалось человеческое совершенство. Блестящие попытки в том же направлении были сделаны даровитейшими племенами арийской расы — эллинами и латинами. Подбор пород необыкновенно высоко выдвинул Элладу и Рим, но смешение с варварами погубило обе империи. Как Персия, согласно пророческому толкованию Даниила, рухнула от смешения пород (золотой, железной и глиняной), так же точно рухнули и античные цивилизации Запада — от той же причины. Создать благородство, т.е. отборную породу людей, нетрудно, но необычайно трудно поддержать ее, сохранить в веках. В человечестве происходит то же, что в культурном саду, в птичнике, в хлеву. Роскошные культуры очень быстро дичают, вырождаются, возвращаются к тому первобытному состоянию, из которого вышли. Отборная порода требует искусственных условий, но искусственное вечно разлагается естественным, и вместе с парником разрушается и его культура. Греция погибла от того, что гении и герои выродились и греки перестали быть греками. Они в самом деле перестали походить на отцов и дедов, ибо в обильном количестве смешались с покоренными варварами и испортили свою породу. Троянская война была войной за чистоту расы. Когда-то, за 1000 лет до нашей эры, похи-щение гречанки азиатом считалось таким же оскорблением всей нации, как теперь в Америке похищение белой девушки негром. Но впоследствии торговля, разлагающее влияние семитического элемента и соблазн восточных культов подточили завет благородного неравенства, закон чистоты крови. Простонародье никогда не было чутко к этому завету, за простонародьем потянулись и другие, и высшие классы. Завоевания Александра Македонского довершили поражение великой греческой расы. Захвачен был огромный мир, но утрачена взамен этого душа своего народа — его порода. Совершенно в тех же условиях пал великий Рим.

К эпохе появления христианства (и даже несколькими веками раньше) основная языческая идея пришла в упадок. Для всех становилась очевидной ее практическая несостоятельность. Слишком бесчисленны были примеры людей высокорожденных, по имени породистых, и в то же время уродливых, явно низшей расы. От благородных корней то и дело выходили чахлые и душевно мертвые побеги! Из аристократии по-прежнему иногда выдвигались герои, но она же давала тиранов, самодуров, сладострастников, обжор и даже трусов. Продолжительное присутствие таких людей равняло аристократию и ее идею. Пифагорейцы, стоики и, наконец, христиане внесли в мир другое начало духа вместо скомпрометированного благородства. Не благородство, а благочестие — вот что сделалось призывом к новой жизни. На породу не было более надежды, породы смешались, и так как каждый из нас таит в себе натуру миллионов предков, то в самой чистой породе возможны всякие уродства. Нет пород безгрешных, все несут на себе проклятие родовых ошибок, свой первородный грех. Наконец, если порода — все, то добродетель не имеет никакой заслуги и преступление — никакой ответственности. Недостойно для человека быть в вечной зависимости от случая, заставившего его родиться в той или иной семье. Человек — существо по природе богоподобное, он обладает, подобно Богу, способностью творить и преображать природу. От каких бы предков вы не произошли, вы имеете власть претворить себя в существо благородное, в гения и героя. Для этого нужно только привести в действие божеское свое начало, воплотить в себя Сына Божия. Он рождается в нас и с нами, но если мы низкой натуры, то Он предается в нас унижению, мучению, распятию на бесчувственной, подобно деревянному кресту, плоти нашей и, наконец, умирает. Но Бог, хотя бы умерший, бессмертен, если мы хотим этого и заслужили. Он воскреснет в нас и вознесет с Собою на божественную высоту. Вот идея христианства — личное благородство вместо родового, личная заслуга, личное пересотворение, личное обожествление. Все таинства церкви основаны на претворении ветхого Адама в нового, на замене слабой и искаженной природы — божественной и бессмертной. Благовестие евангельское в этом и состояло; оно объявило меру возможность воскресения. К царству Божию призывались одинаково — и древние роды, ведшие свое начало от богов и царей, и низкорожденные рабы. Отвергалось родовое благородство, провозглашалось личное благочестие. «Кайтесь, сознайте свои отступления от совершенства, отрекитесь от них бесповоротно, и вы войдете в лоно Божие, кто бы вы ни были: царь или раб».

По учению язычества, человек был тело, и кроме гимнастики, нельзя усовершенствовать это тело иначе, как подбором породы. Только в здоровом теле могла обитать здоровая душа. По учению христианства наоборот: человек есть душа, и совершенствовать душу можно только личным ее подвигом. Только здоровой душе присуще здоровое тело — совершенствуйте ее, и будете физически здоровы. Человека спасают не заслуги предков, как думали язычники, а личные заслуги. Идея языческая усыпляла душу, слагала с нее чувства долга: стоило числиться потомком таких-то предков, и задача эволюции была этим решена. Христианство возвращало всех к личной деятельности и личной ответственности. «Совершите дела, достойные покаяния», «вера без дел мертва». Истинное христианство заставляет не только верить, но и действовать. На страшном суде предполагаются вопросы не о том, во что мы верили, а что мы Делали. Благочестие христианское есть тоже благородство, только непрерывно действующее и доказывающее само себя. Благодаря именно этому действующему началу, христианство сумело возродить древнее человечество, обленившееся и растленное.


Опубликовано в сб.: Письма к ближним. СПб., 1906-1916.

Михаил Осипович Меньшиков (1859—1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.


На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада