М.О. Меньшиков
Рыцарство и братство

На главную

Произведения М.О. Меньшикова



Знаменитый Нансен (и многие другие) думает, что полюс действительно открыт, так как отчего же не пробежать каких-нибудь 300 верст на собаках, считая от завоеванных человеком границ. Однако сам Нансен не смог этого сделать. Кто знает, может быть главнейшее для Нансена препятствие состояло в том, что он честный человек, и даже в области вечной смерти, где контроль невозможен, он хотел остаться джентльменом, свидетелем верным самого себя, а не лжесвидетелем.

Существует ли человеческое братство? «Оно должно существовать!» — торжественно говорят моралисты. Совершенно верно. Но существует ли оно в самой природе? Древние справедливо сомневались в этом. По легенде самая история человечества начинается с братоубийства: какое же тут братство? Бесчисленными примерами вражды между братьями полны хроники всех народов. Физически несомненно все люди имеют немножко общей крови. Но даже бесспорные родные, дети одного отца и одной матери, могут быть совершенно разных пород, ибо наследственность передается не только от родителей, но часто от отдаленных предков. Характерные черты передаются на двадцать поколений, между тем на протяжении 20 поколений каждый из нас имеет больше миллиона предков. Стало быть родные, единокровные, единоутробные братья один может быть немец, другой — татарин, третий — финн, четвертый — поляк, смотря по тому, в какого из отдаленных предков они преимущественно пошли. Отсюда явно, что даже физически вы можете быть гораздо дальше от своего родного брата или от своего родного сына, чем от человека совершенно чужого и незнакомого, но повторившего вместе с вами общего предка. Родство доказывается не непосредственным происхождением, а тожеством типа. Вероятно, этим следует объяснить так называемое и сродство душ. Древние не высоко ставили братство; они видели, что именно между братьями и братскими племенами свирепствует особенное острое соревнование, зависть, ничем неугасимый раздор. Но древние чрезвычайно ценили дружбу, и в этой области сложилось столько же прекрасных мифов, сколько в области братства — отвратительных. Давид и Ионафан, Орест и Пилад, возможно, чудеснейшие человеческие пары, как бы двойные существа вроде двойных звезд. У греков культ дружбы, т.е. случайное нахождение своего alter ego, и неразрывный союз с ним дошел даже до юношеской влюбленности, до известного порока. Мне кажется, этот загадочный порок, разъяснить который не удалось Шопенгауэру (в «Метафизике любви»), несколько выяснится, когда ученые разработают общую морфологию человеческих типов. Родные могут оказаться совершенно чужими, и чужие — родными. Предписывать формальное братство — величайшая нелепость. Древние не проповедовали братства: это идея расслабленного и сентиментального XVIII века, по преимуществу школы Руссо. Древние проповедовали совесть, долг расположенности ко всему живому.

Средневековая цивилизация, оклеветанная Возрождением и недостаточно понятая, внесла свою важную поправку в культ совести. Кроме расположенности к чужой жизни нужна расположенность и к своей. Благородство не должно быть односторонним. К самому себе человек должен быть справедлив, как к ближнему. «Не пожелай ближнему, чего не желаешь себе»,— говорило христианство. «Не пожелай себе того, чего ты не смеешь пожелать ближнему»,— дополняет германский дух. Отсюда добавочный к культу совести культ чести, отсюда средневековое рыцарство, которое мне кажется выше древней дружбы и выше новейшего братства. Чувство чести предостерегало рыцаря от чего-нибудь несправедливого в отношении ближнего и от чего-нибудь несправедливого со стороны ближнего. Оно оберегало меру и благородство отношений, тогда как ни дружба, ни братство в самих себе не имеют нравственного регулятора. Рыцарский культ чести, то джентльменство, к которому тщетно взывает Пири, далек был от сентиментальности в отношении себя и ближнего. Неразрешимое вообще человеку порядочному, рыцарь не разрешал ни себе, ни ближнему, причем о «прощении» не могло быть и речи. Напротив, каждое пятно — своей или чужой совести, положенное на душу рыцаря, жгло ее, как серная кислота. Мы далеки от этой психологии, но она удивительна по своей высокой настроенности. Католический идеал совершенного перед Богом человека был скромность, смирение души, сознающей, как далеко ней до божественного образца. Смирение доходило до отчаяния, отчаяние — до распутства. Рыцарство внесло поправку строгости в человеческую природу. Отчаяние в глазах рыцаря преступно. Порядочным человеком не только должно быть, но и можно быть, и чтобы достигнуть совершенства, нужно достигать его. Культ чести был верой в совершенство и исполнением этой веры. Мне кажется, в рыцарском культе христианство потеряло все иудейские черты и приняло чисто-арийский тип. Дальше оно не пошло, потому что идти было некуда: душа арийца вошла в естественные свои формы. Но ничто совершенное не долговечно. Под фирмою «Возрождение» начался упадок средневековой цивилизации. Потопленное христианством древнее язычество начало выступать, как холмы из половодья. Среди развалин засверкала ослепительная красота мраморов — обнаженность человеческой мысли, та самая распущенность, от которой языческий мир и погиб. Столь строгая дисциплина, как культ чести, оказалась не по плечу оязыченому обществу. Снова — точно из-под наводненья — стало показываться то, что скрылось последним: изнеженность нравов, чувственность, общая снисходительность и безудерж. Появился вновь сентиментализм, известные еще древним: французские пасторали списаны были с греческих. Появились вновь идеи платоников, циников, стоиков, эпикурейцев, вновь, в обратном порядке, заговорили буквально о том, о чем говорилось в эпоху римского упадка. Всем казалось, что эволюция идет вперед, а в сущности она развертывалась назад, как заведенная до конца пружина. Дошло до смешного: на наших глазах воскресают гнусные восточные культуры, от которых погиб греко-восточный мир. Христианство не только отвергается публично, как во Франции, на него не только воздвигаются гонения, дошедшие недавно в барселонском бунте до Нероновых жестокостей, но столь же публично и торжественно восстанавливаются, например, магизм, развратные мистерии, сатанизм. Служение доброму Богу сменяется верой и служением злым богам. Если формальное язычество не охватывает массы, то не вследствие ревности к христианству, а вследствие массового равнодушия к какой бы то ни было вере. Состояние умов теперь совершенно то же, что было в первые века нашей эры.

Любопытно маленькое обстоятельство, бросающее свет на многое. Два современных христианина, Кук и Пири, открыли, наконец, земной полюс (или сделали вид, что открыли его). В бесчисленных описаниях и докладах по этому поводу заметили ли вы хотя бы мимолетное упоминание о христианском Боге? О том, что бесконечно счастливый путешественник перекрестился на полюсе, прочел молитву, поставил крест? Ни тени чего-нибудь подобного. Надо заметить, что в старину, мечтая о полюсе, собирались именно водрузить там крест. Старинные астрономы в ожидании этого приняли даже соответствующий иероглиф земли: кружок и на нем крестик. Старинные путешественники водружали кресты на вновь открытых мысах, на вершинах гор. Почему? Потому, что тогда была христианская эпоха. Теперь ничто подобное не пришло даже в голову ни Куку, ни Пири, ни христианам-эскимосам, их сопровождавшим! Вот какое восклицание вырвалось у детей земли, открывших полюс, убедившихся, что они вернулись благополучно: «Верно черт проспал нас или подрался со своею женой». В снаряжении Кука Брадлеем перечислены все припасы, до коробок спичек, но никакого намека на какой-нибудь предмет религиозного культа. Бесчисленное количество консервов, водки и пр., и пр., но ничего, что говорило бы о желании на единственном месте земли вспомнить о Вечном начале мира. Сопоставьте с этим слог Ньютона или Кеплера, когда они достигали познания своих законов!

Отходит христианство — вот событие, куда покрупнее плавающих в небе акул или дерущихся из-за полюса спортсменов.


Опубликовано в сб.: Письма к ближним. СПб., 1906-1916.

Михаил Осипович Меньшиков (1859—1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.


На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада