М.О. Меньшиков
Заповеди жизни

На главную

Произведения М.О. Меньшикова


Январь

"Идолопоклонники истребятся!" Этот грозный голос Божий, поверьте, недаром звучал среди громов и туч. Погибающая цивилизация, в круг которой вовлечена Россия, должна вспомнить библейское предостережение. Если отчего мы пали, так именно от идолопоклонства — политического и отчасти религиозного.

Что такое идолопоклонство? Это явление вечное, глубоко коренящееся в природе людей. Идолопоклонство было и будет, как всегда существовала слабость, болезнь и смерть. Идолопоклонство есть перенесение своего "я" вне себя, обожествление вещей, в которых нет ни нашей жизни, ни нашего божества. Мы плохо читаем библию. Тысячи миллионов людей, заучивающих заповеди, не вникают в их философский смысл. Этот смысл в том, что заповеди даны для всего творения и на все времена. Первое преступление всякой вещи — не быть тем, чем она создана, переступить вложенную в нее волю Творца. Каждой вещи дано свое "я", и весь закон ее в том, чтобы не изменить этому "я". Отсюда первая заповедь для всего сущего: "Я есмь Бог твой и да не будут у тебя иные боги, кроме твоего я".

Только тот центр мира, что в нас самих, только то сознание, тот разум, что внутри нас, есть верховное для нас начало, ибо только через него нам слышен голос Вечности. Как бы для того, чтобы утвердить основную истину всякого бытия, идеал вещей, вторая заповедь подчеркивает первую и разъясняет: "Не сотвори себе (т.е. своему "я") кумира ни всякого подобия, ни на небеси, ни на земли, ни под водою. Не поклоняйся ничему, кроме своего "я", не служи ничему". Наконец, третья заповедь, как бы в заключение тройного заклятия, говорит: "Не приемли имени Господа Бога твоего напрасно". То есть не носи напрасно имени своего, будь именно тем, чем ты создан, будь самим собою. Четвертая заповедь устанавливает священный культ "Я" — праздник, посвященный Господу, т.е. своему "Я". Помни день субботний и считай его святым. Шесть дней трудись, трать внимание на все необходимые дела. В день же седьмой возвращайся к сознанию своего "я", сосредоточивайся на себе, созерцай свою божественность, т.е. тот идеал твой, в котором ты создан. Соприкасаясь с миром в течение шести дней, ты невольно расстраиваешь свое "я", как инструмент, на котором слишком долго играют. День седьмой — для настройки, для приведения себя в должный порядок, для восстановления тела и духа во всей их свежести и полноте. В каждом существе должна идти постоянная борьба с анархией, и по крайней мере седьмую часть своего времени и отдельный человек, и народ должны тратить для возвращения от беспорядка к порядку. Пятая заповедь: "Если себя, свою личность обожествляешь как волю Творца, то чти и корень твоей личности — отца и матерь. И благо, и долголетие тебе будут обеспечены на земле. Береги корни. Храни чистоту отношения твоего к источникам, из которых течет поток жизни". Дальнейшие заповеди: "Не убивай. Не развратничай. Не воруй. Не клевещи. Не завидуй" — все направлены против анархии, расстраивающей человеческое "я". Оберегая свое "я", как волю Творца в тебе, оберегай и чужое "я", которое тоже есть воля Творца — в других воплощениях. Не вызывай на борьбу с собою окружающий мир, не создавай себе условий, искажающих образ Божий в тебе и других.

Вот каким образом я толкую себе десять слов Божиих, открытых древним мудрецам. Истинная вера есть вера в себя, в тот идеал, в тот дух Божий, который вложен в каждого из нас. Если все на свете есть осуществление творящей воли, то каждая вещь должна быть такою, какою создана. Раз поведено "быть", тем самым поведено отстаивать свое "бытие". Отсюда допускаемая всеми религиями, не исключая христианской, борьба за жизнь и нравственная законность этой борьбы. Все в своем идеале свято; грех есть отступничество от своей личности, измена ей. Если вдуматься глубже, всякий грех есть идолопоклонство, предпочтение чужого, внешнего своему внутреннему. От Бэкона до Вл. Соловьева множество раз разъяснялся процесс вырождения идеала в идол. Когда психология народа слагается так, что он начинает верить больше во внешние, чем внутренние свои силы, знайте, что народ на пути к падению. Почему наше древнее идолопоклонство задерживало развитие народа? Потому что переносило внимание человека от самого себя на деревянный идол, приучало верить не в свой разум, не в свои мускулы, не в свой опыт, а в воображаемые волшебные, т.е. вовсе не существующие свойства дерева. Вместо того чтобы в самом деле выкрутиться из беды, человек терял время на молитвы идолу, обманывал себя мечтой, что кто-то спасет, кто-то выполнит его задачу. Идолопоклонство есть всегда измена самому себе и истинному божеству, вложенному в нас. Пока народы верили, что в них действует Бог и его избрание, они были непобедимы. Перенесли веру на соседей, на правительства, на учреждения, на чужую культуру, на что-то внешнее, не ими созданное, и сами сделались чужой добычей.


Впервые опубликовано: 1908 год.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения.



На главную

Произведения М.О. Меньшикова

Монастыри и храмы Северо-запада