Митрополит Антоний (Храповицкий)
Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии

О церковном пении

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)


Божественные апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные ученикам и самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседование с Небесным Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти внушенные Святым Духом молитвословия. Правда, под влиянием времени некоторые из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.

Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от ангелов Иоанном Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил Устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как обращение с числами четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе и народ не тяготится ее продолжительностью.

Вот почему мне стоит больших усилий над собою, чтобы сохранять спокойствие при упоминании о великом и непростительном бесчинстве, допускаемом во многих церквах на Волыни в виде какого-то придуманного врагами Церкви общего гласа для всех ирмосов. Этот общий глас представляет собою искажение шестого гласа и своими бессмысленными завываниями совершенно лишает духовной красоты священные ирмосы, сообщенные Духом Божиим Святым Отцам, а ими — всей верующей вселенной. Я проехал всю Россию от Белозерска до Симферополя, от Златоуста до Варшавы; много видел бесчинств в церковной службе, но такого безобразия, такого поругания красоты церковной нигде не встречал. В благочестивых приходах Св. Руси все миряне знают наизусть ирмосы великих праздников и их напевы. Что могут они почувствовать, когда, например, величественный канон Пятидесятницы "Божественным покровен" или Богоявления "Глубины открыл есть дно" коверкаются на этот отвратительный, нищенский вой?

Еретику Павлу Самосатскому вменялось Церковью в вину и то, что он искажал церковные напевы на страстные, бесчинные вопли, и теперь в Типиконе и в книге правил соборных на такие вопли положено строгое прещение. Наверно еще более страшному осуждению предали бы Соборы Вселенские тех, кто дерзает нарушать высшую красоту церковной службы, т.е. осьмогласие Дамаскина.

В утешение можно сказать, что и у нас этот разврат начал появляться недавно, что осьмогласие не забыто, а только оставлено многими в небрежении, конечно, вместе с заботой о своем спасении. А потому прошу, молю и с прещением увещеваю отцов иереев, диаконов, псаломщиков и певцов церковных: теперь же навсегда бросьте этот нелепый общий глас. Да погибнет он вместе с душою Павла Самосатского и последователей его ереси! Да будет он предан забвению! Да заградятся навсегда уста, желающие повторять его! Да утвердится незыблемо священное осьмогласие! Да не постигнет нас гнев св. Иоанна Дамаскина и всей Церкви Божией! Да не будет земля Волынская оборвышем среди Поместных Церквей, украшающихся богопреданным осьмогласием!

А чтобы утвердить эту заповедь Церкви, прошу на спевках пред службами исполнять правильно ирмосы, стихиры и прокимны, а не вымышлять разнообразия для Херувимских и прочих литургийных песнопений, положенных на ноты сочинителями, не знаемыми Церкви Божией и несвидетельствованными в своем житии, ни в чистоте помыслов и деяний, без чего, как сказано, никто не узрит Бога. В обителях и храмах, где содержится образцовый чин священнослужения, литургийные песнопения исполняются обыкновенно, а то и всегда, одни и те же, наизусть, а разнообразие пения прилагается именно к напевам гласовым и к подобным. Все это начали оставлять в пренебрежении под влиянием душепагубной и проклятой Святыми Отцами латинской унии, дабы обезличить духовную жизнь и молитвенные подвиги народа Божия и клира, а затем постепенно притупить их в такой степени, чтобы они остались лишь при немногих жалких суевериях и сделались послушным орудием в руках еретиков. Напротив, твердое и сознательное охранение народом и клиром неискаженного евангельского благовествования, т.е. Православия, возможно лишь чрез одушевленное исполнение православной службы Божией без искажений, без грубых опущений, но со смиренным сознанием, что мы стоим не выше, а гораздо ниже уровня духовной жизни Отцев и Учителей Церкви и должны со вниманием и послушанием следовать их богопросвещенному руководительству.

1908


Впервые опубликовано: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3 т. Изд. 2. Том I. СПб.: Изд. И.Л. Тузова. 1911. С. 583-584.

Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.



На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада