Митрополит Антоний (Храповицкий)
Окружное послание пастырям и пастве Харьковской епархии о Патриархе (1917)

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)


Приближается праздник Христова Рождества: доброе, ласковое чувство подбирается к сердцу христианина, оно исполняется благодарностью к нашему Господу и Спасителю, грядущему на землю родиться от Пречистой Девы и восприять нашу нищету и гонение от Ирода. Даже черствый человек смягчается душой при этих мыслях: и ему хочется быть добрым ко всем людям, живущим не только около нас, но и по всей вселенной. Отвечая на такое благое намерение, Христова Церковь велит нам в сочельник праздника, тотчас же по пропетии тропаря и кондака Рождеству Христову, вознести братскую молитву с многолетиями о всех православных христианах, за все Поместные Церкви, рассеянные по вселенной, и прежде всего за их духовных глав, за Святейших Патриархов православных — Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Широким крестом осеняют себя православные христиане, когда раздаются в храме эти наименования священных апостольских кафедр, известных для всех предстоящих по рассказам иерусалимских богомольцев наших и по житиям святых угодников. Радостно бывает нам тогда чувствовать, что прямые преемники святых — Златоуста, Афанасия, Мелетия и Иакова, брата Господня, здравствуют и пребывают в духовном общении с нами невзирая на отдаленность тех святых древних градов. Однако до нынешнего года к этому радостному чувству присоединялось и другое, глубоко скорбное — о том, что наша-то, Российская Церковь лишена сей священной красоты и, включая в свои недра паству в десять раз многочисленнейшую, нежели паствы всех четырех Святейших Патриархов Востока вместе взятых, она, наша родная народная Церковь, лишена такого высшего пастыря и отца, и лишение это продолжалось до настоящего года целых 217 лет!

Отчего это случилось? Кто виновник такого сиротства нашей Церкви? Враги наши, лихие немцы-лютеране, подчинившие своему влиянию императора Петра Первого и воспрепятствовавшие русским людям избрать себе Патриарха по кончине Святейшего Адриана, преставившегося в 1700 году в глубокой скорби о том, как и прочие обычаи и законы церковные попирались в те печальные дни.

Но теперь тем печальным дням пришел по воле Божией радостный конец. С 5 ноября сего года окончилось вдовство нашей Церкви Российской. Жребием Господним, принятым от чудотворной иконы рукою преподобного схимника, избран Всероссийский Святейший Патриарх Тихон и 21 ноября посвящен в сей высокий сан двенадцатью архиереями в присутствии всего состава Освященного Всероссийского собора и жителей града в чудотворном храме Успения Пресвятой Богородицы.

Вот этой-то радостью я и хочу поделиться с тобою, возлюбленная о Господе паства харьковская. Внидите вся в радость Господа Своего и скажите нашей Церкви Российской словами пророка: Ктому не наречешися вдова (ср.: Ис. 54, 4). Окончилось порабощение Церкви нашей мирскими чиновниками: у нас есть пастырь и защитник, возвещающий волю Господню и судящий дела церковные не по немецкому Регламенту Петра Первого, а по правилами святых апостолов и Вселенских соборов. Радуйся, Святая Церковь! Не бойся, не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь больше вспоминать о безславии вдовства твоего (Ис. 54, 4).

Ведь из всех стран, братие, из всех народов только Россия была лишена верховного пастыря, только в ней нарушалось правило, данное святыми апостолами: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать, яко главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения» (34 правило). — То же подтверждают правила Вселенских соборов: I (6), II (2), III (28), затем Антиохийского (9), Двукратного (15) — и многие другие.

Великие беды обрушились на нашу церковную жизнь вместе с лишением ее верховного пастыря в 1721 году: начали ни во что вменять церковные уставы, сокращать Божественную службу, забросили святые посты, священные монастыри, любимые народом, закрывали, уничтожили чуть ли не четвертую часть приходов; не смели уже обличать блудниц, безбожников и кощунников; стали вступать в браки с еретиками, пренебрегая Божиим за сие проклятием (72 правило VI Собора); и вообще вера и благочестие стали ослабевать с каждым поколением, пока не дошли до явного богохульства на собраниях и в газетах, и, наконец, руками русских беззаконников начали расстреливать святые храмы и метать бомбы в древние святыни.

Но это еще не все. Оскудение Православия в Русской земле по упразднении власти Патриаршей сказалось еще в том, что тогда же прекратилось живое общение с Православными Церквами и иерархами прочих народов вопреки слову Божественного Духа о том, что в Церкви нет различия между православными народами: Несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). — Так, братие: Христос во всех, не только в том смысле, что Он пребывает в каждом христианине, призывающем Его, но и в том, что полнота Христовой истины и благодати подается нам, когда соединяется вся Христова Церковь, все православное христианство в лице своих архипастырей, рассеянных по всему миру, когда т. е. собирается Вселенский собор. — Такой полноты церковной не могли видеть христиане, пока многолюднейшая Церковь Российская была лишена своего главы, и вот она постыдно отмалчивалась, когда собирались вкупе все Православные Церкви Востока 45 лет тому назад и когда тому назад лет 13 созывал всех пастырей великий светильник веры и мудрости недавно усопший Вселенский Патриарх Иоаким († 1912).

Ныне же, имея законную церковную власть, мы сможем открыть свои братские объятия ко всем православным христианам всего мира и призвать их на собор Вселенский для низложения всех новых лжеучений и для торжественного утверждения Православия и общения любви нашей.

Возблагодарим же, братие, Господа, Который в наши лукавые дни все-таки помог нам возвратить себе церковную славу, приставил главу к телу церковному, коему грозило постепенное омертвение. Дело это — дело милости Божией, даже — чуда Божия, ибо оно совершилось невзирая на то, что вокруг нашего церковного собрания гремели раскаты враждебного для Церкви грома и внутри церковной жизни исполнилось печальное предсказание апостола: И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратное, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 30). — Не смею от себя повторить дальнейших слов блаженного апостола: Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20, 31). Но зато могу закончить сие послание следующим за тем заключением Павла: Ныне предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас больше и дать вам наследие со всеми освященными (Деян. 20, 32).

Потщимся же, возлюбленные, быть достойными милости Божией, дарованной нашей Церкви через возглавление ее Святейшим Патриархом, и вознесем о нем молитву, чтоб Господь даровал его Святей Церкви Своей в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово истины Божией.


Впервые опубликовано: Пастырь и паства. 1917. № 35-36. 20 дек. С. 665-668.

Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.



На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада